
Законопроект предлагает магазинам, где доход от продажи алкоголя превышает 50% выручки, либо переехать в другое место, либо увеличить долю других товаров за счет расширения ассортимента. Участники розничного рынка пока не видят четкого механизма реализации этого предложения.
Фото: lana1501 / Фотобанк Лори
Депутаты всех фракций Государственной Думы выступили с инициативой о запрете алкомаркетов в жилых зданиях и рядом с социальными объектами.
Предлагается ввести определение `алкомаркет` как торговую точку, более половины квартальной выручки которой приходится на алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Такие магазины, по мнению парламентариев, должны располагаться не ближе 100 метров от жилых домов, образовательных учреждений (детсадов, школ, колледжей, вузов), больниц и спортивных объектов.
При текущей плотности застройки крупных городов найти альтернативные места для таких магазинов может быть очень сложно. Расширение ассортимента как альтернатива также требует дополнительных площадей, которых может не быть. Дмитрий Терентьев, управляющий партнер юридической фирмы «Алкогольное право» и эксперт московского отделения «Опоры России», комментирует:
«Сложно придется легальному бизнесу, ведь основные доступные площади сейчас — это в основном первые этажи жилых домов. Отдельных помещений или зданий практически не строится. Непонятно, куда уехать или переехать уже работающим легальным магазинам, которые сейчас находятся в таких локациях».
Кроме того, эксперты розничного рынка опасаются, что под действие нового закона могут попасть не только специализированные алкомаркеты известных сетей, но и обычные магазины формата «у дома». В таких магазинах алкоголь зачастую стоит дороже, чем в крупной сетевой рознице, и его продажа вполне может составлять более 50% общей выручки. В результате, за товарами первой необходимости, такими как хлеб или молоко, многим россиянам придется идти не в соседний подъезд, а в отдельный большой сетевой магазин.
Остается неясным и вопрос подсчета доли выручки. Например, если в первом квартале магазин заработал основную часть средств на продуктах, а во втором, из-за майских праздников, поступления от продажи алкоголя превысили установленную планку, как действовать в такой ситуации? Авторы законопроекта пока недоступны для комментариев. Станислав Богданов, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли, согласен с тем, что практических вопросов к реализации инициативы больше, чем ответов:
«Эта норма достаточно сложна в администрировании, как с точки зрения обновления данных, так и при пограничных значениях выручки, например, около 50%. Мне даже кажется, что могут возникнуть попытки манипулировать отчетностью либо, наоборот, ее занижать, чтобы остаться на прежнем месте. Это если говорить конкретно про выручку. Помимо выручки, мне кажется, есть еще больше вопросов».
В пояснительной записке к законопроекту авторы утверждают, что предлагаемые меры позволят снизить потребление алкоголя в стране. В качестве положительного примера приводится Вологодская область, где введение «полусухого закона» (продажа алкоголя в будни ограничена двумя часами в день с марта) привело к снижению смертности от употребления спиртного на 29%. Однако не уточняется, с каким именно предыдущим периодом сравнивались эти показатели смертности.
При этом эксперты, комментируя любые инициативы по ужесточению правил торговли алкоголем, традиционно предупреждают, что сужение возможностей для легальной розницы может подтолкнуть этот бизнес в «тень».
Несмотря на то, что среди авторов законопроекта есть депутаты «Единой России», их коллеги во фракции заявляют, что документ требует детального изучения и обсуждения, прежде чем большинство представит свою официальную позицию. Подобные инициативы, по их мнению, как минимум должны быть «тщательно проработаны».
Поддерживаете ли вы планы властей запретить алкомаркеты в жилых домах? Нам важно ваше мнение.