
Максим Казанин, доцент Департамента международного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат политических наук: Трансарктический транспортный коридор объединит регионы России.
Всего десять лет назад производство отечественного пармезана или камамбера казалось немыслимым, а сегодня эти продукты успешно производятся по всей Центральной России. Основная задача для производителей из таких городов, как Воронеж или Суздаль, теперь не столько создание продукта, сколько его эффективная и своевременная доставка к потребителям по всей стране, особенно в отдаленные регионы Дальнего Востока и Севера. Основными препятствиями являются ограниченные сроки хранения и высокая стоимость транспортировки.

Однако в ближайшие годы ситуация значительно изменится как для сельскохозяйственных предприятий Воронежа, так и для жителей Салехарда, а также для всей страны в целом. В текущем году президент России дал старт реализации масштабного проекта по созданию Трансарктического транспортного коридора. Этот проект предусматривает формирование единой логистической системы, которая позволит доставлять грузы из центральных регионов России в арктические порты по железной дороге, затем морским путем, а после — по рекам в глубь Сибири.
Правительство уже предпринимает последовательные шаги для обеспечения доступа жителей северных территорий ко всем необходимым товарам. Ежегодно такие жизненно важные грузы, как топливо, продукты питания, лекарства и строительные материалы, доставляются в удаленные районы благодаря государственной программе «Северный завоз». Трансарктический коридор обеспечит круглогодичную доставку, удовлетворяя основные потребности населения вне зависимости от времени года. Это также приведет к расширению ассортимента товаров по более доступным ценам. Кроме того, рыбаки Ямала получат возможность беспрепятственно поставлять свежемороженую рыбу на рынки Челябинска и Омска.
Важно отметить, что новый транспортный путь не требует полного создания с нуля. Его основу составит уже существующий Северный морской путь, однако общая протяженность коридора будет значительно увеличена — от Санкт-Петербурга до Владивостока. Для обеспечения его бесперебойного функционирования потребуется провести обширные работы по модернизации существующих и строительству новых портовых сооружений, развитию сети логистических центров, прокладке новых железнодорожных и автомобильных дорог, а также развертыванию всей необходимой инфраструктуры.
Для Российской Федерации данный проект является беспрецедентным по своим масштабам, сложности задач и открывающимся перспективам. Ключевую роль в его реализации призваны сыграть частные инвестиции. Формирование сложных финансовых механизмов, сочетающих государственное финансирование и привлеченные средства, поручено организациям развития. По указанию президента госкорпорация ВЭБ.РФ уже учредила специализированный проектный офис. Его основная функция — служить центральной точкой для российских и международных инвесторов, предоставляя им экспертизу и поддержку. Сам ВЭБ.РФ активно участвует в финансировании строительства объектов, которые станут ключевыми элементами Трансарктического транспортного коридора, включая такие порты, как «Лавна» в Мурманске и «Суходол» в Приморье. Накопленный госкорпорацией опыт станет ценной практической базой для всех инвесторов и компаний, участвующих в этом грандиозном проекте.
Трансарктический коридор не только обеспечит постоянную логистическую связь между отдаленными регионами страны, но и станет мощным катализатором развития в различных секторах экономики и общественной жизни. В рамках проекта будут апробированы и внедрены передовые технологии, включая беспилотные транспортные системы. Управление ими потребует высококвалифицированных специалистов, что создаст новые возможности для профессионального роста и трудоустройства в северных регионах.
Помимо внутренних задач, новый маршрут приобретет значение международного транзитного коридора для товаров, следующих из стран Азии на европейские рынки. Он предложит более безопасную и короткую альтернативу Суэцкому каналу. Это не только принесет России дополнительную прибыль, но и укрепит ее позицию в качестве ведущего транзитного узла в Северном полушарии.