Аудит Счетной палаты выявил серьезные нарушения в системе ОМС

Общественный новости » Аудит Счетной палаты выявил серьезные нарушения в системе ОМС
Preview Аудит Счетной палаты выявил серьезные нарушения в системе ОМС

По результатам аудита, Счетная палата (СП) настоятельно рекомендует Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФОМС) провести внеплановые проверки своих региональных подразделений. Цель — устранить неточности в учете застрахованных лиц. Государственные аудиторы выявили, что некоторые филиалы фонда искусственно завышали количество застрахованных граждан, чтобы увеличить объем получаемых региональных субвенций. Кроме того, СП обнаружила неэффективность в расходах ФОМС на содержание территориальных фондов, указывая, что некоторые из них могут быть излишними.

Проблемы персонифицированного учета

Аудиторы Счетной палаты, анализируя бюджеты федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС и ТФОМС) за 2024 год, заключили, что недостатки в персонифицированном учете застрахованных лиц в системе ОМС ведут к искажению данных об оказанной медицинской помощи и, как следствие, к ошибочному определению ее стоимости.

В прошлом году фактическое исполнение бюджета ФОМС показало доходы в размере 3,88 трлн рублей и расходы в 3,89 трлн рублей, что привело к дефициту в 19 млрд рублей. Изначально законодательно был утвержден дефицит в 147 млрд рублей. Сокращение дефицита стало возможным благодаря тому, что страховые взносы на ОМС в 2024 году, составившие 3,34 трлн рублей (86% от всех доходов), превысили запланированную сумму на 4%.

В своем отчете аудиторы Счетной палаты подчеркнули, что как Федеральный, так и территориальные фонды ОМС не обеспечили должного персонифицированного учета ни застрахованных граждан России, ни предоставленных им медицинских услуг.

«Мертвые души» и неэффективные расходы

Выявленные нарушения включали регистрацию уже умерших граждан и дублирование сведений о застрахованных в некоторых территориальных фондах. Подобные приписки, так называемые «мертвые души», давали фондам возможность получать увеличенное финансирование. При этом возникшие ошибки оборачивались дополнительными затратами для других регионов, вынужденных перечислять в федеральный фонд больше средств за неработающее население.

Счетная палата также обратила внимание на проблемы, связанные с расходами ФОМС на поддержание территориальных фондов, поскольку отсутствуют четкие правила расчета и обоснования необходимого числа филиалов. По состоянию на начало 2025 года в России действовало 139 филиалов в 28 ТФОМС, варьируясь от одного в Забайкалье до тринадцати в Дагестане. Анализ десяти филиалов ТФОМС Краснодарского края показал, что их функции могут быть выполнены дистанционно, что позволило бы сократить их количество и сэкономить до 25 млн рублей ежегодно. Общие ежегодные затраты на содержание филиалов ТФОМС по стране, без учета зарплат персонала, оцениваются СП в 245 млн рублей.

Таким образом, согласно заключению государственных аудиторов, ФОМС получил рекомендацию провести внеплановые проверки региональных филиалов для верификации данных о застрахованных лицах и устранения всех выявленных приписок. Помимо этого, Счетная палата считает необходимым разработать унифицированную методику для определения реальной потребности территориальных фондов ОМС в филиалах, что позволит оптимизировать и сократить расходы на их содержание.

Реакция ФОМС и Минздрава

Представители ФОМС пояснили, что решение о количестве филиалов фонда в регионе принимается местными властями. Этот подход, по их словам, учитывает множество факторов, а не только территориальный размер субъекта.

Также в фонде сообщили, что Министерство здравоохранения представило на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона, который предлагает внести изменения в ФЗ № 326-ФЗ. Эти изменения наделят Федеральный фонд полномочиями по утверждению правил согласования и определения размеров нормативов расходов, необходимых для выполнения функций территориальными фондами. Ожидается, что после принятия, с 1 января 2027 года этот порядок обеспечит единообразный подход к формированию нормативов, охватывая вопросы численности персонала ТФОМС, целесообразности открытия филиалов и потребности в транспортных средствах.

Относительно вопросов персонифицированного учета, фонд заверил, что филиалы активно используют федеральный регистр застрахованных в системе ОМС, который, по их мнению, «позволяет корректно вести учет». Однако экспертное сообщество считает этот инструмент недостаточным. Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, объяснила: «До 2010 года существовала система, при которой коммерческие страховщики собирали и передавали данные в ФОМС. Отмена этих договоров в 2010 году сделала полноценное отслеживание платежей в системе ОМС крайне затруднительным».