
Аналитики дают прогнозы относительно влияния нового запрета на экспорт топлива на внутренний рынок.

В условиях беспрецедентно высоких цен на топливо на биржах, Россия вновь вводит полный запрет на экспорт бензина. Эта мера, планируемая до конца августа с возможностью продления на сентябрь, призвана стабилизировать внутренний рынок. Основными факторами, влияющими на ситуацию, являются структурные проблемы в топливной отрасли, сезонное повышение спроса из-за отпусков и сельскохозяйственных работ, а также непредвиденные обстоятельства, такие как перебои в работе аэропортов, вынуждающие граждан использовать личный автотранспорт для дальних поездок.
Согласно заявлению правительства, данное решение направлено на обеспечение стабильности внутреннего рынка топлива в период повышенного сезонного спроса и активных сельскохозяйственных работ. Ранее, до 31 августа, экспортные ограничения распространялись лишь на посредников – трейдеров, нефтебазы и небольшие нефтеперерабатывающие заводы. Теперь же запрет затронет и крупные предприятия, производящие свыше миллиона тонн топлива ежегодно. Инициатива по ужесточению эмбарго исходила от Федеральной антимонопольной службы в конце июня.
Динамика цен на биржевом рынке демонстрирует значительный рост: с начала лета стоимость АИ-92 выросла на 14,8%, а АИ-95 – на 23%. С начала года эти показатели составили 27,2% и 40,8% соответственно. На розничном рынке, то есть на АЗС, ускорение роста цен наблюдается с конца июня. Интересно, что в период с 15 по 21 июля, когда в стране впервые за год была зафиксирована дефляция (минус 0,05%), бензин все равно подорожал на 0,3%. Это происходит несмотря на то, что розничные цены на заправках находятся под строгим государственным контролем и не подвержены резким скачкам.
По мнению Василия Гири, генерального директора GIS Mining, текущие меры носят превентивный характер. Их цель – стабилизировать оптовые цены и предотвратить дефицит топлива в период максимального сезонного спроса, особенно во время сельскохозяйственных работ, когда потребность в топливе значительно возрастает. Он отмечает, что ситуация последних недель вызывала опасения: оптовые цены на бензин марок АИ-92 и АИ-95 достигли уровней, при которых прекращает действовать демпферный механизм, компенсирующий нефтяным компаниям потери от поставок на внутренний рынок. В таких условиях экспортировать бензин становится значительно выгоднее, чем реализовывать его на внутреннем рынке. Дополнительным фактором, увеличивающим себестоимость, является повышение акцизов с начала года.
Относительно возможных рисков для розничных цен в августе, Василий Гиря подчеркивает, что все будет зависеть от эффективности введенных экспортных ограничений. Если внутренний рынок будет обеспечен достаточным объемом топлива, а биржевые цены стабилизируются, то рост цен на автозаправках удастся сдержать. Однако, предупреждает эксперт, если не будут решены системные проблемы, такие как увеличение издержек, снижение объемов переработки и сокращение прибыли из-за демпферного механизма, то давление на цены может резко усилиться осенью, повторив ситуацию 2023 года.
Алексей Иванов, руководитель «Альянс Тракс», указывает, что экспортные ограничения способствуют перераспределению топливных объемов внутри страны, что помогает сглаживать сезонные колебания спроса и контролировать оптовые цены, особенно в периоды пикового потребления в сельском хозяйстве и отпусков. Он отмечает, что летний период для российского рынка бензина традиционно сложен из-за возросшего потребления аграриями, увеличения нагрузки на логистику и повышения частной мобильности. Кроме того, сохраняются трудности с модернизацией нефтеперерабатывающих заводов и доставкой топлива в удаленные регионы. Немаловажными факторами остаются также мировые цены на нефть и колебания курса рубля.
Иванов считает, что угроза повышения розничных цен в августе реальна, особенно в тех регионах, где конкуренция между автозаправочными станциями ограничена, а транспортные расходы высоки. Тем не менее, он подчеркивает отсутствие прямой зависимости между экспортным эмбарго и стоимостью топлива на заправках. Наоборот, по его мнению, именно экспортные ограничения помогают стабилизировать предложение на рынке в краткосрочной перспективе, что подтверждается положительным опытом подобных мер в 2023-2024 годах.
Никита Масленников, ведущий эксперт Центра политических технологий, описывает текущую ситуацию как весьма напряженную, что связано с продолжающимися плановыми ремонтами и модернизацией на многих нефтеперерабатывающих заводах, которые, вероятно, завершатся не ранее середины сентября. Увеличенный спрос на автомобильное топливо также объясняется сезоном отпусков, регулярными сбоями в авиасообщении, перегрузкой южных железнодорожных направлений и высокой стоимостью билетов на самолеты и поезда. В таких условиях люди чаще предпочитают использовать личные автомобили для поездок, что приводит к росту цен как на высокооктановый бензин, так и на дизельное топливо. Дополнительным фактором, влияющим на спрос, является начало уборочной кампании в августе, когда потребность в дизеле для сельскохозяйственной техники традиционно возрастает.
Что касается розничного рынка, Масленников отмечает, что основной риск заключается не столько в росте цен, сколько в возможном дефиците топлива. По его словам, в различных регионах страны водители все чаще сталкиваются с отсутствием бензина АИ-95 на автозаправочных станциях.