Бензин по талонам: россияне рискуют столкнуться с масштабным дефицитом топлива

Общественный новости » Бензин по талонам: россияне рискуют столкнуться с масштабным дефицитом топлива
Preview Бензин по талонам: россияне рискуют столкнуться с масштабным дефицитом топлива

Стоимость горючего на АЗС растет четвертую неделю подряд

Заправка автомобиля на АЗС

Фото: Геннадий Черкасов

Цены на топливо в России бьют рекорды как на биржах, так и на заправках, обгоняя инфляцию. В ряде регионов уже наблюдаются ограничения на продажу бензина. Вице-премьер Александр Новак проведет встречу с нефтяными компаниями 25 августа для обсуждения кризисной ситуации на топливном рынке.

Если не будут приняты срочные меры, российские водители могут столкнуться с серьезной проблемой заправки своих автомобилей.

По данным Росстата, с начала года бензин на заправках подорожал на 5,7%, что превышает общий уровень инфляции в 4,2% за тот же период.

В начале августа оптовые цены на бензин марок АИ-92 и АИ-95 неоднократно обновляли исторические максимумы, достигнув 70,9 тыс. и 79,9 тыс. рублей за тонну после длительного роста.

Несмотря на государственное регулирование, розничные цены на АЗС уже более месяца растут быстрее, чем инфляция потребительских товаров. К концу августа средняя цена литра бензина по стране достигла 61,7 рубля: АИ-92 — 58,5, АИ-95 — 63,9, АИ-98 — 84,7 рубля. Дизельное топливо теперь стоит 71,45 рубля за литр. Такой резкий рост вынуждает многих российских водителей отдавать предпочтение общественному транспорту.

Экономист Андрей Лобода отмечает, что повышение цен на бензин обусловлено несколькими факторами. На оптовом рынке ключевую роль сыграло сокращение предложения, так как значительная часть нефтепродуктов направлялась на экспорт. Нефтяным компаниям традиционно выгоднее продавать топливо за границу, где цены выше. Правительство отреагировало только в конце июля, введя временный запрет на экспорт бензина до конца августа (с возможностью продления). Однако, по словам аналитика Владимира Чернова из Freedom Finance Global, эта мера оказалась запоздалой:

“Рост цен уже произошел, поэтому эффект от ограничения зарубежных поставок оказался не способен в полной мере отразиться на розничном торговом сегменте.”

Среди дополнительных причин подорожания нефтепродуктов — традиционный летний рост спроса в июне-августе, связанный с аграрными работами и отпускным сезоном. Также повлияли возросшие издержки промышленных предприятий из-за увеличения налоговой нагрузки, роста логистических расходов и внеплановых ремонтных работ на НПЗ.

Эксперт комментирует: “Подобное развитие событий было предсказуемо: высокий спрос всегда вызывает резкий рост цен. Чиновники могли бы предотвратить этот скачок, проанализировав биржевую динамику и сезонные факторы, но своевременных мер принято не было.”

Правительство обладает различными инструментами для стабилизации цен на топливо, включая экспортные ограничения, демпферные выплаты нефтяным компаниям и использование государственных топливных резервов. Эти меры уже применяются, например, возможно продление запрета на экспорт нефтепродуктов в сентябре. Однако, по мнению Чернова, главная проблема в том, что эти действия носят реактивный характер.

“Запрет на экспорт был введен лишь после начала роста цен, а демпферная система, призванная компенсировать нефтяным компаниям убытки от внутренних продаж, стала менее эффективной из-за изменений в налогообложении. Топливные резервы же ограничены и могут лишь временно сгладить дисбаланс. Таким образом, существующие механизмы действуют лишь частично и не решают коренное противоречие между интересами государства и нефтяных компаний.”

Медлительность и неэффективность системы государственного регулирования цен на топливо, в сочетании с атаками беспилотников на российские НПЗ, усугубляют ситуацию. Как следствие, в ряде регионов России автомобилисты уже столкнулись с дефицитом бензина. В Крыму, Хабаровском крае и Приморье на заправках образуются многочасовые очереди, а на некоторых АЗС полностью отсутствует бензин АИ-95. Администрация Курильского района Сахалинской области даже ввела ограничения: с 20 августа частным лицам отпускается не более 10 литров топлива, чтобы обеспечить нужды экстренных служб. Есть информация, что некоторые региональные власти рассматривают возможность введения талонов на бензин.

Эксперты полагают, что правительство, вероятно, сумеет замедлить рост цен на топливо, но возвращение к ценам начала года маловероятно. Удорожание бензина, в отличие от сезонных колебаний цен на продукты, обычно необратимо. Чернов утверждает: “Продление экспортного моратория на сентябрь, увеличение демпферных выплат и административное воздействие ФАС на розничные сети дадут лишь краткосрочный эффект, но не обеспечат долгосрочной стабильности.”

Нынешняя ситуация неминуемо приведет к негативным экономическим последствиям: вырастет себестоимость продукции во многих отраслях, увеличатся транспортные издержки, и, как следствие, подорожают товары первой необходимости. Андрей Лобода прогнозирует: “По итогам года средний рост цен на основные марки бензина на АЗС может превысить обычные показатели, составив 10-14% вместо привычных 8-10%. Поскольку рост цен на топливо напрямую влияет на инфляцию, покупательная способность граждан снизится, учитывая медленный рост их реальных доходов.”