
Мэр Благовещенска Олег Имамеев объявил о введении полного запрета на эксплуатацию и размещение средств индивидуальной мобильности (СИМ) на территории города. Уточняя свое заявление, он отметил, что основные ограничения касаются именно электросамокатов. Вопрос о распространении запрета на другие виды СИМ, такие как электровелосипеды, сигвеи или моноколеса, пока остается не до конца ясным.
По словам главы города, данное решение основано на законе, принятом Законодательным собранием Амурской области в конце июня. Он также рассказал о безуспешных попытках властей наладить конструктивный диалог с операторами кикшеринга. Имамеев подчеркнул, что введенные ранее ограничения на передвижение в центральной части города, которые были поддержаны большинством горожан, лишь сместили проблему в другие районы, где движение СИМ стало еще более хаотичным и неконтролируемым.
О том, как это решение воспринято в Благовещенске, рассказала редактор информагентства Amur.Life Анна Краснобаева:
«Местные власти давно пытаются урегулировать использование электросамокатов и деятельность операторов кикшеринга. Проблема обострилась с ростом популярности самокатов как современного транспорта. Появилось несколько операторов, чьи самокаты часто оставляли прямо на улицах и перекрестках, где ходят пешеходы и мамы с колясками, поскольку специальные парковки отсутствовали. Это вызвало недовольство жителей. Также проблемой стали нарушения правил движения: самокатчики часто гоняли, врезались в людей. Случаи травм, требующих госпитализации, не всегда попадали в СМИ, но они были: самокаты сбивали детей и задевали женщин. Власти постепенно вводили ограничения, вплоть до эвакуации самокатов на штрафстоянки. Одно из последних мер было выделение большой зоны, почти всего центра города, где передвижение на самокатах запретили. Однако, как сообщили власти, это лишь переместило проблему в спальные районы, где ситуация стала еще сложнее. Часть горожан видит в полном запрете откат назад, считая, что эффективнее было бы наладить контроль. Существуют технологии для отслеживания самокатов и штрафования нарушителей, как это практикуется, например, в Москве, где контроль более строгий. Получается, вместо решения проблемы с помощью регулирования, власти выбрали путь полного запрета, образно говоря, `удалили больной зуб вместо лечения`».
По заявлению властей, за каждое нарушение — будь то передвижение на СИМ или его оставление на территории Благовещенска — предусмотрен штраф до 100 тысяч рублей.
В Москве уже прокомментировали новость о запрете. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Рифат Шайхутдинов в интервью изданию «Подъем» отметил, что такой запрет не противоречит законодательству, но выглядит несколько нецелесообразным. Он напомнил, что в столице рассматривается возможность запрета движения самокатов по тротуарам и пешеходным зонам. По его словам, выбор Благовещенска в пользу полного запрета является их правом, однако он считает это «не совсем адекватным решением».
Эту точку зрения разделяет и специальный корреспондент газеты «Амурская правда» Ирина Ворошилова:
«Бывают случаи, когда на электросамокате едва не наезжают на пешехода, человек пугается, отшатывается и падает. Это не классическое ДТП, но серьезный инцидент. Например, так может упасть пожилой человек. Я считаю, что ситуацию можно было упорядочить, взять пример с Кореи. Многие жители тоже говорят о необходимости ввести права на управление электросамокатами. Нужно было бы выделять специальные полосы, искать цивилизованные пути решения, потому что одними запретами проблему не решить. Я недавно была в Пекине и не видела там электросамокатов, по крайней мере, в столице. Возможно, они есть в провинциальных городах, но не в Пекине. Зато есть электробайки.»
Вопрос: «А электробайки?»
Ответ: «Да, электробайки есть.»
Вопрос: «В пешеходных зонах?»
Ответ: «У них специально выделены дорожки для велосипедов и электробайков. Есть пешеходная зона, рядом дорожка для велосипедов и электробайков, и затем уже проезжая часть для машин. Там есть огромные выделенные полосы специально для них.»
Вопрос: «Теперь за любое передвижение или размещение СИМ в Благовещенске грозит штраф до 100 тысяч рублей.»
Ответ: «Да, именно так. Я сама читала закон и не до конца поняла: говорится о средствах индивидуальной мобильности (СИМ), к которым относятся и электробайки, но дальше везде фигурирует только “электросамокат”, про электробайки не упоминается. Я планирую задать этот вопрос мэру.»
В Telegram-канале Бизнес ФМ проводился опрос на тему целесообразности полного запрета электросамокатов. Согласно его результатам на момент подготовки материала, свыше 70% участников считают, что вместо запрета следует ввести меры по регулированию их эксплуатации.