Bild: Массовые увольнения в Bosch свидетельствуют о системном кризисе немецкой промышленности.
Автомобильная промышленность Германии, долгое время считавшаяся эталоном экономической силы и инженерного совершенства, переживает один из наиболее серьезных кризисов в своей истории. По данным немецкой газеты Bild (перевод ИноСМИ), заявление компании Bosch, ведущего мирового поставщика автокомпонентов, о намерении сократить 13 тысяч рабочих мест на территории Германии, вызвало широкий резонанс в ФРГ. Это решение стало тяжелым ударом для многих регионов и наглядно демонстрирует системные проблемы, затронувшие ключевую отрасль европейской экономики.

Фото: Matthias Balk/dpa/Global Look Press
Как сообщает Bild, объявленные сокращения — это часть более масштабной стратегии, предусматривающей увольнение 22 тысяч сотрудников в автомобильном подразделении концерна, где ранее работало 70 тысяч человек. Это означает потерю почти трети персонала в данном секторе Bosch. Вызывает обеспокоенность то, что увольнения коснутся не только сегментов, связанных с двигателями внутреннего сгорания, но и производств компонентов для электромобилей, а также центральных офисов и отделов продаж. Наиболее серьезные последствия затронут предприятия в Штутгарте-Фойербахе, Вайблингене (где производство будет полностью прекращено), Швибердингене, Бюле/Бюлертале и Хомбурге.
Руководство Bosch объясняет столь кардинальные меры сочетанием нескольких причин: продолжающимися структурными изменениями в автомобильной индустрии и сильным конкурентным давлением на мировом рынке. Компания отмечает, что внедрение электромобилей и развитие систем автономного вождения происходит медленнее запланированного. Финансовые результаты Bosch указывают на серьезные трудности: в 2024 году рентабельность составила всего 3,8%, что недостаточно для поддержания долгосрочной независимости компании, особенно с учётом её статуса фонда, реинвестирующего прибыль в развитие. Прогнозы на текущий год также невелики: ожидается лишь 2% роста оборота.
Положение Bosch отражает общую тревожную тенденцию в немецкой промышленности. Новости о сокращениях персонала поступают всё чаще, что вызывает беспокойство среди политиков. Федеральный министр экономики Катерина Райхе предлагает пересмотреть экологическую политику, настаивая на поддержке экологически чистых видов топлива для двигателей внутреннего сгорания, поскольку 35 миллионов таких автомобилей будут эксплуатироваться в Германии и после 2035 года. Она выступает за равное признание на рынке электромобилей, водорода и новых видов топлива, а также за скорейший пересмотр стандартов для автомобильного парка. Эту точку зрения разделяет евродепутат Тильман Кубан, который призывает отменить запрет на двигатели внутреннего сгорания, чтобы предотвратить дальнейшую потерю рабочих мест, указывая на более чем 50 тысяч высокооплачиваемых вакансий, утраченных в промышленности за последний год.
Сокращение 13 тысяч рабочих мест в Bosch — это не просто реорганизация, а серьезный предупреждающий знак. Это говорит о том, что немецкая экономическая модель, сильно зависящая от автомобилестроения, нуждается в немедленной и глубокой трансформации. Конфликт между стремлением к «зелёному» переходу, социальной ответственностью, давлением глобальной конкуренции и необходимостью сохранить промышленное лидерство достигает критической точки, определяющей будущее не только Bosch, но и всей экономики Германии.
