Цены на топливо в Крыму продолжают расти вопреки заявлениям чиновников

Общественный новости » Цены на топливо в Крыму продолжают расти вопреки заявлениям чиновников
Preview Цены на топливо в Крыму продолжают расти вопреки заявлениям чиновников

Вопреки ожиданиям, что рост цен на топливо будет незначительным — всего около 30 копеек за литр, фактически стоимость бензина увеличилась на целый рубль. Разрыв в ценах с материковой частью России остаётся существенным, достигая 7 рублей за литр. Проблема высоких цен на горючее является долгосрочной для Крымского полуострова, наблюдаемой на протяжении многих лет.

Заправочная станция в Крыму
Фото: Сергей Мальгавко

Крымские власти неоднократно обещали стабилизировать цены на горючее, но стоимость бензина продолжает неуклонно расти. Согласно данным Росстата, на 7 июля средняя цена литра бензина по России составляла 60,5 рубля. В частности, АИ-92 стоил около 57 рублей, АИ-95 — почти 62,5 рубля, а АИ-98 — 84,5 рубля. При этом на полуострове Крым цены на все марки бензина держатся на 5-7 рублей выше, чем в среднем по стране.

В конце июня министр топлива и энергетики правительства Крыма Владимир Воронкин предупредил население о грядущем росте цен, обещая, что подорожание не превысит 30 копеек за литр. Однако менее чем за месяц стоимость АИ-95 подскочила почти на рубль. Это уже восьмое увеличение цен на топливо на полуострове с начала текущего года. По словам крымского журналиста и общественного деятеля Александра Горного, данные обещания расходятся с реальной ситуацией, наблюдаемой на протяжении последних лет.

Александр Горный, крымский журналист и блогер:
«До запуска автомобильной части Крымского моста нас уверяли, что после его открытия цены на топливо, продукты и стройматериалы снизятся. Однако этого не произошло. Затем нас просили потерпеть до ввода в эксплуатацию железнодорожной части моста, но и после этого ожидаемого снижения цен по сравнению с материком не наблюдалось. Во время недавней поездки по Южному федеральному округу я заметил, что цены на топливо там в среднем на 7-8 рублей ниже, чем в Крыму. Например, 95-й бензин стоил 59-61 рубль за литр на материке, тогда как в Крыму — 67-68 рублей. Объяснить такую разницу исключительно логистическими затратами невозможно. Более того, я заметил, что качество топлива на материке значительно лучше, чем то, что я заправляю здесь, в Крыму.»

Ранее, 11 июля, председатель крымского правительства Юрий Гоцанюк утверждал, что предпринимаются шаги для стабилизации топливного рынка. Он предложил ориентироваться на цены АЗС в Темрюке (Краснодарский край), заявив, что стоимость литра топлива в Крыму не должна превышать темрюкскую более чем на 1,5 рубля. Однако уже через неделю цена АИ-95 на полуострове выросла на 30 копеек, АИ-92 — на 10 копеек, а дизельного топлива — на 20 копеек. В результате разница с ценами в Темрюке оказалась значительно больше обещанных полутора рублей.

На Крымском полуострове отсутствуют крупные федеральные сети АЗС, такие как «Роснефть», «Лукойл» или «Газпром нефть». Здесь функционируют в основном местные операторы, включая TES и АТАН. Положение дел с автозаправочными станциями напоминает ситуацию с мобильными операторами или банковским сектором: крупные игроки не спешат выходить на рынок полуострова, отчасти из-за опасений по поводу санкций. Однако, как отмечает Дмитрий Гусев, зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» и автор телеграм-канала Oilfly, это не является ключевым фактором.

Дмитрий Гусев:
«Ситуация в Крыму не столь уникальна, как её иногда пытаются представить. Схожие проблемы наблюдаются, например, на Дальнем Востоке. Разница лишь в том, что Дальний Восток — это огромные расстояния от центров нефтепереработки, а в Крыму к логистическим трудностям добавляются ещё и постоянные перебои с паромной переправой, а также общая ситуация с безопасностью. Хотя на полуострове присутствуют достаточно крупные и независимые игроки, которые в целом обеспечивают доступность топлива.»

О влиянии санкций и отсутствии крупных игроков:
«Не совсем корректно рассчитывать на крупные нефтяные компании как на единственных гарантов конкуренции. Существуют независимые участники рынка, которые вполне способны обеспечивать конкуренцию между собой. Есть и крупные, и малые местные сети, и все они достаточно обеспечены топливом. Я считаю, что вместо акцента на железнодорожные перевозки, больший упор нужно сделать на развитие водной логистики, что позволит обеспечить более дешёвую и оперативную доставку топлива в Крым.»

Крымские власти заявляют о планах регулирования цен на топливо посредством переговоров с местными нефтетрейдерами. Однако, судя по всему, эти меры пока не приносят желаемого результата. В рейтингах регионов по доступности топлива для населения Крым традиционно оказывается среди аутсайдеров, разделяя последние места с Дагестаном, Чечней и Ингушетией. В то же время, по дороговизне топлива, полуостров стабильно находится в числе лидеров, наряду с такими дальневосточными регионами, как Якутия, Камчатский край и Магаданская область.