
Вопреки ожиданиям, что рост цен на топливо будет незначительным — всего около 30 копеек за литр, фактически стоимость бензина увеличилась на целый рубль. Разрыв в ценах с материковой частью России остаётся существенным, достигая 7 рублей за литр. Проблема высоких цен на горючее является долгосрочной для Крымского полуострова, наблюдаемой на протяжении многих лет.

Крымские власти неоднократно обещали стабилизировать цены на горючее, но стоимость бензина продолжает неуклонно расти. Согласно данным Росстата, на 7 июля средняя цена литра бензина по России составляла 60,5 рубля. В частности, АИ-92 стоил около 57 рублей, АИ-95 — почти 62,5 рубля, а АИ-98 — 84,5 рубля. При этом на полуострове Крым цены на все марки бензина держатся на 5-7 рублей выше, чем в среднем по стране.
В конце июня министр топлива и энергетики правительства Крыма Владимир Воронкин предупредил население о грядущем росте цен, обещая, что подорожание не превысит 30 копеек за литр. Однако менее чем за месяц стоимость АИ-95 подскочила почти на рубль. Это уже восьмое увеличение цен на топливо на полуострове с начала текущего года. По словам крымского журналиста и общественного деятеля Александра Горного, данные обещания расходятся с реальной ситуацией, наблюдаемой на протяжении последних лет.
«До запуска автомобильной части Крымского моста нас уверяли, что после его открытия цены на топливо, продукты и стройматериалы снизятся. Однако этого не произошло. Затем нас просили потерпеть до ввода в эксплуатацию железнодорожной части моста, но и после этого ожидаемого снижения цен по сравнению с материком не наблюдалось. Во время недавней поездки по Южному федеральному округу я заметил, что цены на топливо там в среднем на 7-8 рублей ниже, чем в Крыму. Например, 95-й бензин стоил 59-61 рубль за литр на материке, тогда как в Крыму — 67-68 рублей. Объяснить такую разницу исключительно логистическими затратами невозможно. Более того, я заметил, что качество топлива на материке значительно лучше, чем то, что я заправляю здесь, в Крыму.»
Ранее, 11 июля, председатель крымского правительства Юрий Гоцанюк утверждал, что предпринимаются шаги для стабилизации топливного рынка. Он предложил ориентироваться на цены АЗС в Темрюке (Краснодарский край), заявив, что стоимость литра топлива в Крыму не должна превышать темрюкскую более чем на 1,5 рубля. Однако уже через неделю цена АИ-95 на полуострове выросла на 30 копеек, АИ-92 — на 10 копеек, а дизельного топлива — на 20 копеек. В результате разница с ценами в Темрюке оказалась значительно больше обещанных полутора рублей.
На Крымском полуострове отсутствуют крупные федеральные сети АЗС, такие как «Роснефть», «Лукойл» или «Газпром нефть». Здесь функционируют в основном местные операторы, включая TES и АТАН. Положение дел с автозаправочными станциями напоминает ситуацию с мобильными операторами или банковским сектором: крупные игроки не спешат выходить на рынок полуострова, отчасти из-за опасений по поводу санкций. Однако, как отмечает Дмитрий Гусев, зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» и автор телеграм-канала Oilfly, это не является ключевым фактором.
«Ситуация в Крыму не столь уникальна, как её иногда пытаются представить. Схожие проблемы наблюдаются, например, на Дальнем Востоке. Разница лишь в том, что Дальний Восток — это огромные расстояния от центров нефтепереработки, а в Крыму к логистическим трудностям добавляются ещё и постоянные перебои с паромной переправой, а также общая ситуация с безопасностью. Хотя на полуострове присутствуют достаточно крупные и независимые игроки, которые в целом обеспечивают доступность топлива.»
О влиянии санкций и отсутствии крупных игроков:
«Не совсем корректно рассчитывать на крупные нефтяные компании как на единственных гарантов конкуренции. Существуют независимые участники рынка, которые вполне способны обеспечивать конкуренцию между собой. Есть и крупные, и малые местные сети, и все они достаточно обеспечены топливом. Я считаю, что вместо акцента на железнодорожные перевозки, больший упор нужно сделать на развитие водной логистики, что позволит обеспечить более дешёвую и оперативную доставку топлива в Крым.»
Крымские власти заявляют о планах регулирования цен на топливо посредством переговоров с местными нефтетрейдерами. Однако, судя по всему, эти меры пока не приносят желаемого результата. В рейтингах регионов по доступности топлива для населения Крым традиционно оказывается среди аутсайдеров, разделяя последние места с Дагестаном, Чечней и Ингушетией. В то же время, по дороговизне топлива, полуостров стабильно находится в числе лидеров, наряду с такими дальневосточными регионами, как Якутия, Камчатский край и Магаданская область.