«Деньги совершенно безумные»: почему производство алкоголя упало в России на 16,1%

Общественный новости » «Деньги совершенно безумные»: почему производство алкоголя упало в России на 16,1%
Preview «Деньги совершенно безумные»: почему производство алкоголя упало в России на 16,1%

Выпуск алкоголя в России значительно сократился из-за повышения акцизов и минимальных розничных цен.

В первом полугодии 2025 года производство алкогольных напитков в России снизилось на 16,1% до 73,89 млн декалитров. Это весьма серьезный показатель. Среди множества причин такого падения эксперты выделяют одну основную – резкий рост акцизных ставок и минимальной розничной стоимости. По мнению специалистов, эта тенденция продолжит набирать силу, прежде всего из-за растущего несоответствия между ценами и покупательной способностью населения.

Производство спиртных напитков в России резко упало из-за резкого роста акцизных ставок и минимальной розничной стоимости
Фото: Алексей Меринов

По данным Росалкогольтабакконтроля (РАТК), в январе-июне производство крепкого алкоголя (свыше 9% крепости) сократилось на 9,5% до 46,82 млн декалитров. В частности, выпуск водки упал на 10,9% (до 31,38 млн декалитров), ликеро-водочных изделий — на 0,5% (до 8,04 млн). Наиболее значительное снижение продемонстрировали слабоалкогольные напитки типа джин-тоника — на 91,6% (до 725,4 тыс. декалитров) и коньяк — на 17% (до 3,45 млн).

Единственной категорией, показавшей рост, стали вина — тихие и игристые. Их производство в первом полугодии увеличилось на 12,4% (до 17,6 млн декалитров) и на 18,5% (до 7,2 млн) соответственно. При этом выпуск ликерных вин сократился на 9,6% (до 644,9 тыс. декалитров), в основном из-за повышения акциза на используемый в их производстве спирт.

Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин связывает ситуацию с индексацией с 1 января акцизных ставок на 15% и минимальных розничных цен (МРЦ) почти на 17% для водки и коньяка. Он называет эти цифры “совершенно безумными деньгами”. Некоторыми привилегиями пользуются только виноделы, производящие тихие и игристые вина из российского винограда, получая налоговый вычет по акцизам. Вместе с тем, производство падает еще и из-за сокращения потребления алкогольных напитков, особенно крепких, среди молодежи, поколения Z. Эта тенденция наблюдается не только в России, но и во всем мире, и обусловлена как интересом к здоровому образу жизни, так и банальной бедностью и отсутствием денег.

По словам Шапкина, поскольку Налоговый кодекс РФ предусматривает дальнейшее увеличение акцизных ставок на ближайшие два года, рыночные условия будут подталкивать потребителей к поиску гораздо более дешевых альтернатив. К таким вариантам относится домашнее производство алкоголя: самогоноварение (например, из свекольного сахара путем дистилляции), изготовление домашнего вина (из винограда) или пива. Например, из килограмма ячменя стоимостью около 20 рублей можно получить 10 литров пива. Однако эксперт признает, что все это требует времени, определенных навыков и значительного терпения.

Главным преимуществом домашнего алкоголя является его крайне низкая цена по сравнению с магазинными аналогами. Главный недостаток — неудобство. Если нет готовых домашних запасов, покупка заводских напитков в ближайшем магазине предоставляет огромное преимущество в простоте и скорости. Павел Шапкин также напоминает, что минимальные розничные цены на водку и ликеро-водочные изделия с 1 января выросли на 50 рублей за пол-литра. Это существенное подорожание коснулось прежде всего экономсегмента и неизбежно отразится на общем объеме производства.

Эксперт по маркетингу крепкого алкоголя Руслан Брагин, член Гильдии маркетологов, указывает, что снижение производства также связано с утвержденной Правительством РФ концепцией по снижению алкогольного потребления до 2030 года, которой руководствуется РАТК. Ведомство принимает необходимые меры и предоставляет отчеты. Однако, независимо от этого, в стране действительно набирает популярность мода на здоровый образ жизни (ЗОЖ). Снижение выпуска на 16% за январь-июнь может также быть следствием перепроизводства продукции ликеро-водочными заводами и переполнением складов перед Новым годом. Иными словами, накопилось много товара, который необходимо реализовать, а складские площади ограничены. Каждое предприятие действует в рамках своего маркетингового плана и имеет договоренности с каналами сбыта, такими как рестораны, бары, отели и торговые сети.

Брагин добавляет, что на объемы производства также повлияло снижение экспорта в недружественные страны на фоне санкций, а также введенные в 2024 году ограничения на импорт в виде завышенных пошлин. С точки зрения обычного потребителя, многие россияне стали меньше покупать алкоголь из-за снижения реальных доходов. В условиях высокой инфляции люди вынуждены отдавать приоритет покупке жизненно важных продуктов, к которым алкоголь не относится: мясо, картофель, хлеб, молоко.

Сопредседатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ считает, что данные о снижении производства спиртного свидетельствуют о начавшемся переходе россиян от “северной” модели потребления алкоголя (с приоритетом крепких напитков) к “южной” модели (с предпочтением вин, пива и других менее крепких напитков). Эксперт полагает, что “этому стоит радоваться”, поскольку “южная” модель не приводит к такому количеству смертей от случайных отравлений алкоголем и вызванных им заболеваний, как “северная”. Что касается резкого (почти 10-кратного) снижения производства слабоалкогольной продукции (по сути, спирта, разбавленного сладкой газировкой), то это связано с введением серьезных ограничений на ее продажу. Шелищ также расценивает это как хороший знак, так как такие напитки существенно способствуют алкоголизации подростков через привыкание к сладким возбудителям.