
Торговые точки, чья выручка более чем наполовину формируется за счет продажи алкоголя, могут быть вынуждены изменить свое местоположение. Эксперты высказывают опасения, что это может негативно сказаться на легальном предпринимательстве и способствовать развитию теневого рынка. Инициаторы законопроекта считают, что такие меры помогут снизить уровень потребления алкоголя в стране, ссылаясь на успешный опыт Вологодской области, где уже действуют жесткие ограничения.

Законопроект, внесенный в Государственную Думу, предусматривает запрет на размещение алкомаркетов непосредственно в жилых зданиях и вблизи социальных объектов. Предлагается считать алкомаркетом магазин, если более 50% его квартальной выручки приходится на продажу алкоголя. Такие магазины должны будут располагаться на расстоянии не менее 100 метров от жилых домов, дошкольных учреждений, школ, высших учебных заведений, больниц и спортивных сооружений.
Парламентарии полагают, что эти ограничения помогут сократить потребление алкоголя в России. В качестве аргумента приводится опыт Вологодской области, где введение так называемого “полусухого закона” (продажа алкоголя только два часа в будни с марта) привело к снижению смертности, связанной с употреблением спиртного. Однако, в пояснительной записке к законопроекту не уточняется, с каким именно периодом сравнивались эти данные о смертности.
Магазинам, основная часть оборота которых приходится на алкоголь (более 50% в квартал), авторы инициативы предлагают расширить ассортимент товаров, чтобы составить конкуренцию обычным продовольственным сетям.
Дмитрий Терентьев, управляющий партнер юридической фирмы «Алкогольное право» и эксперт московского отделения «Опоры России»:
“Это создаст трудности для легального бизнеса, поскольку большинство доступных коммерческих площадей сегодня расположены на первых этажах жилых домов, а отдельно стоящие здания под магазины практически не строятся. Неясно, куда смогут переехать уже работающие магазины. Сложно применить и критерий “более 50% выручки”: в специализированных алкомаркетах алкоголь всегда будет преобладать, даже при наличии сопутствующих товаров (многие из которых появились во время пандемии, чтобы магазины могли работать как точки с товарами первой необходимости).”
“Возникнет вопрос и по отношению к небольшим продуктовым магазинам с алкоголем — формально они могут подпасть под новые ограничения, хотя по сути не являются алкомаркетами. В текущем законодательстве отсутствуют четкие определения понятий “алкомаркет” или “специализированная розница”, что потребует множества поправок. В противном случае, это приведет к хаосу, спорам, крупным штрафам и общей неразберихе.”
Аналогичный закон был принят в Московской области в феврале: с 1 сентября 2025 года продажа спиртного в магазинах, расположенных во дворах многоквартирных домов, будет запрещена. Тогда участники рынка высказывали опасения, что это спровоцирует рост числа нелегальных точек продажи с суррогатным алкоголем (“наливаек”). По оценкам, озвученным в “Коммерсанте”, ежегодные потери крупных сетей, таких как “К&Б” и “Бристоль”, могут составить 15-20 миллиардов рублей.