Для киберспортсменов разработали физические нормативы

Общественный новости » Для киберспортсменов разработали физические нормативы
Preview Для киберспортсменов разработали физические нормативы

Министерство спорта России предложило ввести физические нормативы для киберспортсменов. В проект федерального стандарта спортивной подготовки включены такие дисциплины, как бег на 30 метров, отжимания и упражнения на пресс. Также предусмотрены специфические тесты: клик-тест для оценки скорости нажатия мыши и норматив скорости реакции на световые сигналы. Возникают вопросы: способен ли российский подросток, активно занимающийся компьютерным спортом, выполнить, например, 12 отжиманий или 31 упражнение на пресс, и насколько такие физические требования необходимы?

Проект нового стандарта размещен на портале правовых актов. Он устанавливает, что киберспортсмен должен, помимо прочего, выполнять клик-тест, нажимая левую кнопку мыши не менее 180 раз за 30 секунд, и демонстрировать скорость реакции на световые сигналы не более 225 миллисекунд.

Представители спортивного сообщества оценили инициативу Минспорта.

Руководитель организации Winspirit Иван Самарин (под ником KILOgramm), который занимается подготовкой киберспортсменов, прокомментировал ситуацию:

По его мнению, физическое развитие тела и центральной нервной системы, которая является ключевой для компьютерного спорта, тесно связаны. Хорошая физическая форма также критически важна для сохранения здоровья спортсмена. Хотя кажется, что киберспортсмен просто сидит, на самом деле он испытывает значительные физические нагрузки: статическое напряжение в шейно-поясничном отделе и на запястьях, а также динамические нагрузки и необходимость в выносливости. Поэтому он в целом поддерживает идею физической подготовки. Однако у него есть разногласия с конкретными упражнениями, включенными в проект стандарта, например, с отжиманиями, которые он считает силовым упражнением с риском травмы для запястного отдела, предпочитая вместо этого разминку и упражнения для улучшения кровотока. Также он выразил сомнения по поводу норматива скорости реакции (225 миллисекунд), считая его, возможно, слишком строгим и не универсальным, поскольку важность этого показателя сильно варьируется в зависимости от игровой дисциплины (например, важна в Counter-Strike, но не так принципиальна в Dota).

В целом, тренд на регулирование киберспорта, включая физическую подготовку, он считает позитивным, хотя текущее предложение, по его мнению, довольно поверхностно.

Нормативы по физической подготовке, предложенные в проекте стандарта, схожи с требованиями для получения золотого значка ГТО. Для интеллектуального вида спорта это перебор, считает руководитель Ассоциации развития киберспортивной инфраструктуры Павел Голубев.

Павел Голубев полагает:

Текущий стандарт спортивной подготовки уже существует, а предложенный вариант является его новой редакцией, принятой в адаптированном виде. Он согласен, что физическая культура важна для любого человека, включая спортсменов в интеллектуальных видах. Однако он считает странным отсутствие разделения стандартов подготовки в зависимости от разных игровых дисциплин (шутеры, симуляторы, стратегии, боевые арены и т.д.), поскольку унифицировать их подход к тренировкам не совсем корректно. Другой важный момент — это сильно завышенные требования к материально-технической базе организаций, которые будут готовить киберспортсменов. Необходимое по стандарту оборудование действительно дорогое и зачастую более мощное, чем требуется для проведения соревнований по популярным дисциплинам. Он отметил, что эти замечания высказывались еще в 2022 году, но не были учтены. Павел Голубев подтвердил, что киберспорт признан видом спорта в РФ, и наличие регулирующего документа необходимо. Однако он предполагает, что эти нормативы, скорее всего, не затронут игроков и команды, участвующие в крупных международных соревнованиях (внесистемный киберспорт), а будут применяться к официальному контуру в рамках Федерации компьютерного спорта России.

В этом году на один из самых престижных международных турниров по игре Dota 2 — International — прямые приглашения получили 15 россиян. По данным из открытых источников, большинство из них не имеют официальных спортивных званий в России, и лишь у одного есть звание КМС по киберспорту.

Возможно, введение таких нормативов и общего стандарта является своего рода рычагом давления, направленным на удержание киберспортсменов на территории России, высказал мнение руководитель продакшена Saturn PBRM и организатор киберспортивных турниров Арсений Самоль.

Арсений Самоль пояснил:

Киберспорт уникален тем, что дает возможность участвовать людям с различными физическими ограничениями, включая проблемы с лишним весом, связанные с обменом веществ. Введение физических нормативов ставит вопрос о допуске таких игроков, особенно если команда показывает высокие результаты, представляя Россию. Это требует внимательной проработки со стороны Олимпийского комитета России, Министерства спорта и Федерации компьютерного спорта России относительно возможных допусков или поблажек, а также необходимости официального оформления инвалидности. По его мнению, должно быть проведено много “легитимной работы”. Он сомневается в необходимости таких требований для большинства киберспортивных организаций и спортсменов, которые зачастую выступают на международной арене не под российским флагом. У него есть ощущение “закручивания гаек”. Он допускает, что это может быть связано с ситуацией вокруг команд Team Spirit и Virtus.pro, которые переехали и теперь базируются за пределами России (в Сербии и Армении соответственно). Возможно, это попытка создать систему допуска: если организация или команда хочет официально представлять Россию на международных чемпионатах, ей придется получать одобрение от соответствующих российских спортивных инстанций.

Федеральный стандарт также предписывает, что организации, занимающиеся обучением и подготовкой киберспортсменов, должны обеспечить их необходимой экипировкой. В этот перечень входят игровые консоли, наушники, мощные компьютеры, а для дисциплин-симуляторов даже пульт дистанционного управления дронами. Видеоигры, используемые для тренировок, предоставляются отдельно.