
Анализ перспектив замещения российского газа и нефти поставками из США в Европу
Европейский союз предварительно договорился с США о приобретении американского сырья на сумму $750 млрд в течение трех лет, что совпадает с планами Европы по отказу от российских энергоресурсов. Это соглашение стало частью сделки, по которой Вашингтон снизил пошлины на европейские товары с 30% до 15%. Однако эксперты отмечают, что эта договоренность носит декларативный характер, и её фактическая реализация вызывает вопросы из-за множества технических, финансовых и юридических сложностей.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, комментируя итоги переговоров с президентом Дональдом Трампом, заявила о намерении Европы заместить российские поставки нефти, газа и ядерного топлива значительными объемами из США. Она подчеркнула, что объемы углеводородов из России, поступающие в ЕС, остаются «слишком большими», и Брюссель стремится к полному прекращению таких поставок, согласно ранее объявленной цели — отказаться от российского сырья к 2027 году.
В предыдущем году Россия поставила в Европу около 30 млрд кубометров трубопроводного газа, большая часть которого шла через Украину и «Турецкий поток». Однако с начала 2025 года транзит через Украину прекратился из-за истечения контракта. Тем не менее, некоторые европейские страны, такие как Франция, Испания, Италия, Греция и Болгария, продолжают импортировать российский газ, включая СПГ, иногда, по словам Урсулы фон дер Ляйен, используя посредников.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков призывает не торопиться с выводами относительно соглашения между США и ЕС. Он считает, что трехлетний срок недостаточен для реализации поставок американского сырья на заявленную сумму в $750 млрд, поскольку текущий годовой объем закупок европейцами составляет около $65-75 млрд. Юшков подчеркивает, что договоренность, достигнутая на уровне лидеров, должна быть подкреплена коммерческими контрактами между частными компаниями. При этом уже сейчас импортные пошлины на американские энергоресурсы (нефть, нефтепродукты, СПГ, уголь) отсутствуют, и они свободно поступают на европейский рынок. Таким образом, регуляторные органы ЕС не могут принудительно обеспечить такой объем импорта вопреки рыночным условиям.
Юшков также отмечает, что действующие коммерческие контракты между «Газпромом» и европейскими компаниями являются препятствием для полного перехода на американские поставки без правовых оснований. Кроме того, для таких стран, как Венгрия и Словакия, российский трубопроводный газ и нефть остаются более экономически выгодными, чем американские аналоги. Эксперт видит в этой договоренности геополитический аспект: Еврокомиссия стремится показать, что найдена альтернатива российскому ископаемому топливу, что может быть использовано для введения законодательного запрета на импорт российского СПГ в следующем пакете санкций.
Для Вашингтона же это соглашение служит способом «подсластить пилюлю», учитывая, что договоренность о 15% тарифах с Брюсселем была достигнута под давлением Трампа, который настаивал на заключении торговой сделки до 1 августа. Таким образом, сумма в $750 млрд воспринимается скорее как красивая пиар-акция.
По мнению Юшкова, это соглашение является слишком абстрактным и не имеет четких механизмов реализации, а также не затрагивает коммерческие аспекты. Отсутствие официального юридически обязывающего документа по закупкам американских энергоресурсов на $750 млрд (до конца срока Трампа) указывает на то, что это скорее желаемая цель, которую, в конечном итоге, можно и не выполнять.