Фиксация цен на продукты по долгосрочным контрактам: риски и перспективы

Общественный новости » Фиксация цен на продукты по долгосрочным контрактам: риски и перспективы
Preview Фиксация цен на продукты по долгосрочным контрактам: риски и перспективы

Министерства сельского хозяйства и промышленности и торговли стремятся стабилизировать рост цен на продовольствие

Министерства промышленности и торговли (Минпромторг) и сельского хозяйства (Минсельхоз) активно обсуждают возможные механизмы для сдерживания инфляции на социально значимые продовольственные товары. Еще в августе Минсельхоз выступил с инициативой внесения поправок в закон о торговле, предлагая фиксировать закупочные цены на продукцию через долгосрочные соглашения между производителями и торговыми сетями. Возникает вопрос: насколько эффективной окажется эта мера для стабилизации цен на потребительском рынке?
Минсельхоз и Минпромторг хотят остановить продуктовую инфляцию
Фото: Лилия Шарловская

На данный момент Минпромторг внимательно анализирует предложение Минсельхоза. Как отметил заместитель главы ведомства Роман Чекушов, «мы не спешим с этим вопросом, поскольку в последние месяцы значительной инфляции по потребительской корзине не наблюдается».

Тем не менее, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), представляющая интересы торговых сетей, выражает опасения, что введение фиксированных цен на продовольствие в долгосрочных контрактах может вызвать перебои в поставках. Соответствующее письмо было направлено министру сельского хозяйства Оксане Лут.

В качестве аргумента представители АКОРТ ссылаются на прошлогодние значительные ценовые колебания по таким продуктам, как гречка, подсолнечное масло, сахар и яйца. Они предупреждают, что подобная инициатива плохо поддается прогнозированию и регулированию, а попытки искусственно закрепить цены способны спровоцировать уход части продукции на «серый» рынок.

По сути, для крупных торговых сетей, которые фактически обладают монопольным положением на рынке продовольствия, отсутствует логический стимул изменять устоявшиеся правила. Производителям аграрной продукции необходимо реализовывать огромные объемы урожая, которые невозможно продать через локальные ярмарки. Им приходится обращаться к сетям для заключения контрактов. В настоящее время такие контракты обычно фиксируют лишь объемы поставок, тогда как цена определяется в процессе торгов. Возникает вопрос: почему монополисты должны отказываться от привычной и выгодной для них системы?

«Обеспокоенность правительства динамикой ценообразования вполне объяснима, — комментирует аграрный аналитик Александр Корбут. — Стоимость базовых продуктов питания, за вычетом сезонных овощей и фруктов, последние несколько лет опережает темпы общей инфляции. Необходимы меры, и производители стремятся упорядочить свои договорные отношения с торговыми сетями».

Рассматриваются два подхода: Минпромторг предлагает установить ценовой коридор с минимальным и максимальным значениями. Однако, по мнению эксперта, такой вариант малоэффективен, так как торговля, скорее всего, будет ориентироваться на верхнюю границу, как это уже наблюдалось ранее. В свою очередь, Минсельхоз предлагает разработать формулу для расчета фиксированной цены в долгосрочных контрактах, но при этом выступает против жёсткого ценового регулирования, настаивая на рыночной корректировке цен.

— Каким образом это будет реализовано?

— При заключении долгосрочного контракта торговые сети могут настаивать на фиксации оптовой цены производителем. Однако это не гарантирует аналогичной фиксации розничной цены на полке. Множество других факторов, включая всю логистическую и торговую цепочку, влияют на конечную стоимость продукта.

В настоящее время обе стороны уже заключают долгосрочные контракты, но без жёсткой фиксации цен. Подобная практика фиксации сопряжена с высоким риском и может способствовать развитию «серого» рынка. Более того, предсказать ценовые колебания крайне сложно. Например, сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию обычно продолжается до ноября, но в текущем году оно завершилось уже в начале октября, после чего цены начали стабильно расти. Прогнозировать такие изменения невозможно, и государство в этом процессе выступает скорее как наблюдатель и регулятор, а не прямой участник.

— Какова текущая ситуация с этой инициативой?

— На сегодняшний день ведомства не пришли к единому мнению. Существует слишком много неопределённых факторов. Например, неизвестно, насколько увеличатся тарифы на коммунальные услуги, которые являются затратами как для производителей, так и для торговых сетей. Нет ясности относительно роста цен на топливо. О повышении тарифов на железнодорожные перевозки часто становится известно лишь по факту. Как учесть все эти переменные и заложить их в фиксированную цену?

Более того, в условиях снижения общей инфляции возникает резонный вопрос: стоит ли вообще столь кардинально менять систему? Возможно, эффективнее будет сосредоточиться на других мерах, не вмешиваясь напрямую в ценообразование. Наиболее надёжным решением остаётся стимулирование конкуренции и наращивание объёмов производства. Как для производителей, так и для торговли выгодно реализовывать большие объёмы продукции, а не добиваться высоких цен. Однако для увеличения продаж необходимо значительно наращивать производство и сокращать издержки, чего пока в полной мере не происходит.

Автор: Владимир Чуприн