
Серия взрывов на коммерческих танкерах в Средиземном и Балтийском морях может быть связана с диверсионной деятельностью. По данным Financial Times, все затронутые суда незадолго до происшествий посещали российские порты и Мальту.

Пять коммерческих танкеров вышли из строя в Средиземном и Балтийском морях за последние полгода. Хотя отдельные инциденты могут показаться случайностью, сообщения СМИ о взрывах (в двух случаях с подозрением на магнитные мины) и информация Financial Times о том, что все эти суда незадолго до происшествий заходили в российские порты, расположенные в акватории, соседствующей с Украиной, наводят на мысль о закономерности. Некоторые источники Financial Times разделяют это мнение, указывая на возможную причастность Украины.
Свои оценки дает военный эксперт, редактор журнала «Новый оборонный заказ» Дмитрий Корнев:
«В таких вопросах совпадений или случайностей скорее не бывает. С огромной вероятностью, надо предполагать, что это спланированные действия по саботажу работы теневого флота РФ. Танкер — большой корабль, танкер двигается без охраны. Силы специальных операций могут поставить на него взрывное устройство. Скоординировать в соответствующее время взрыв этого устройства тоже возможно — здесь нет сверхъестественных возможностей. Единственный способ защиты — это либо не плавать, либо обеспечить защиту, причем круглосуточную. И защиту не только на поверхности, но и под водой. Диверсанты, скорее всего, подходят к такого рода кораблям под водой. Это возможно, если корабль проходит какую-то узость, где много других кораблей — рыбацких, туристических, каких угодно. Если в это время идет на небольшой скорости корабль, поставить подводную, магнитную мину несложно. Наверное, все это преподносится как своеобразная массовая акция, которая должна привести к тому, что владельцы кораблей перестанут работать с РФ.»
В то же время, маршруты затронутых судов включали не только российские порты. Financial Times отмечает, что четыре из пяти танкеров также посещали побережье Ливии, где нефтяной экспорт часто становится причиной конфликтов. Все суда также заходили на Мальту для пополнения запасов. Мальта известна как популярное место для дайвинга, что означает наличие большого количества водолазов.
Каковы могут быть последствия, если причастность украинских диверсантов подтвердится? Своим мнением делится Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета:
«Если предположить, что украинские спецслужбы приложили руку к этому саботажу, на самом деле эта история неоднозначная, может иметь последствия, в том числе для самой Украины. Потому что, например, если танкер, который выходил из Новороссийска и потом получил проблемы у Ливии из-за того, что около Новороссийска, возможно, были заложены взрывные устройства, такой танкер мог вывозить, например, казахстанскую нефть. Казахстанская нефть принадлежит инвесторам в Казахстане или принадлежит американским инвесторам, которые являются главными игроками внешней казахстанской нефтяной отрасли. У меня большие сомнения, что американцам понравятся такие действия по отношению к их имуществу, к их нефти, которую это судно перевозило. Если выяснится, что Украина к этому причастна, у нее может быть даже больше проблем, чем у России. А что касается того, насколько это все будет масштабировано, сказать сложно. В принципе любая современная инфраструктура, современные танкеры, современные нефтяные платформы, многие другие вещи не рассчитаны на то, что их будут бомбить, или посылать на них ракеты, или против них будут что-то делать саботажники. Поэтому тут скорее вопрос в том, какие сдерживающие силы у каждой из сторон или по отношению к каждой из сторон, чтобы слишком не зарываться, что называется.»
Международная морская организация ООН выразила свою обеспокоенность в связи с серией происшествий с коммерческими танкерами. Глава организации Арсенио Домингез сообщил, что ситуация внимательно отслеживается, как и расследования обстоятельств взрывов. При этом, по сообщениям прессы, существенного снижения морского экспорта российского топлива не наблюдается.