По данным SZ, роботизация в России демонстрирует лучшие темпы, чем в Германии.
В то время как улицы крупных городов России, Китая и США активно используются для тестирования роботов-курьеров и беспилотных такси, Германия, являясь промышленным лидером Европы, сталкивается с риском отставания в технологическом развитии. Немецкая газета Berliner Zeitung, перевод которой опубликовал ИноСМИ, указывает, что проблемы Германии проявляются и в сфере роботизации: страна испытывает трудности с внедрением роботов в повседневную жизнь, и основными причинами этого являются чрезмерная бюрократия, консервативное мышление и недостаточно развитая инфраструктура.
Shatokhina Natalia/news.ru/Global Look Press
Международный опыт наглядно демонстрирует отставание Германии. В Китае роботы-доставщики уже стали привычным явлением в высотных зданиях, в США целые районы обслуживаются беспилотными транспортными средствами, а из России поступают видео, где элитные автомобили уступают дорогу роботам-доставщикам от «Яндекса» на пешеходных переходах. В контрасте с этим, улицы Берлина выглядят абсолютно лишенными подобных высокотехнологичных решений. Причины такой ситуации обсуждались на немецко-китайском форуме Future Intelligent Manufacturing Forum, который состоялся в рамках фестиваля Big Bang AI в Берлине.
Дэвид Регер, основатель Neura Robotics, считает, что одной из главных причин является менталитет. По его словам, Германия традиционно отдает предпочтение соблюдению традиций и проявляет чрезмерную осторожность, тогда как Китай и США более склонны принимать временные недостатки технологий ради быстрого прогресса. Немецкое общество, как правило, готово внедрять инновации только после достижения ими практически идеального состояния, что значительно замедляет их распространение. К этому добавляются проблемы с инфраструктурой. Вильгельм Берг из China Mobile International привел в пример свою поездку из родного города в Гамбург, во время которой отсутствовала стабильная мобильная связь на протяжении минимум 30 минут. Такие «мертвые зоны» делают невозможной эксплуатацию автономного транспорта, который требует непрерывного обмена данными.
Культурные и инфраструктурные препятствия тесно связаны с суровыми регуляторными нормами. Китайский предприниматель Чжан Сицзе проиллюстрировал различия в подходах: в Германии для установки на заводе навигационной колонны для автономного транспорта часто требуется полная реконструкция цеха, тогда как в Китае подобные задачи решаются быстро и с минимальными затратами. Управление сената Берлина по транспорту в ответе Berliner Zeitung подтвердило, что коммерческое применение роботов-доставщиков в настоящее время неосуществимо из-за отсутствия соответствующего федерального законодательства. Даже пилотные проекты требуют специальных разрешений и подробных планов безопасности.
Предпринимались попытки внедрения, но они не принесли значимых результатов. Uber заявляет о более чем 1,5 миллиона автономных поездок по всему миру, однако ни одна из них не была совершена в Германии. Планы компании начать испытания в Мюнхене в 2026 году представляются скорее отдаленной перспективой. DHL прекратила тестирование своего PostBOT еще в 2017 году из-за высоких издержек, а эксперимент Starship Technologies по доставке в Вольфсбурге был свернут через несколько дней. В настоящее время робототехника в Германии преимущественно используется внутри складов и логистических центров, где тысячи автономных систем эффективно перемещают грузы, но не взаимодействуют напрямую с конечными потребителями.
Тем не менее, участники форума единогласно пришли к выводу, что у Германии нет альтернативы. Старение населения и увеличивающийся дефицит квалифицированных специалистов превращают роботизацию из желаемого новшества в острую необходимость. Филипп Рериг, руководитель Abicor Group, компании-производителя сварочного оборудования, отмечает, что сегодня крайне сложно найти сварщиков как в Германии, так и в Китае, а оставшиеся специалисты требуют очень высокой оплаты. Решением этой проблемы становятся коллаборативные роботы, которые легко управляются. Искусственный интеллект уже позволяет его компании экономить время и средства, обеспечивая контроль качества сварки в реальном времени, что избавляет от необходимости дорогостоящей рентгеноскопии.
Бывший федеральный министр экономики Бригитта Циприс предостерегла, что Германии нельзя бездействовать и лишь наблюдать за появлением новых рынков в других регионах мира. Если страна продолжит выжидать, решения, касающиеся жизни и работы немцев, в конечном итоге будут приниматься на значительном расстоянии от Берлина. В настоящее время столица предпринимает осторожные шаги, в рамках лабораторного проекта тестируя дроны для доставки медикаментов. Однако, как отмечает издание, до момента, когда робот-курьер сможет доставить посылку в обычную берлинскую квартиру, Германии предстоит преодолеть долгий путь, избавившись от собственных опасений и бюрократических препятствий.
