
Мнение декана факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ, доктора политических наук Павла Селезнева.
Исторический опыт России показывает, что внешние попытки ограничить ее развитие через запреты и пошлины часто имеют обратный эффект, стимулируя внутренний рост. Яркое тому подтверждение – значительный рост промышленного производства в прошлом году, особенно в обрабатывающей отрасли. В таких условиях крайне важно поддерживать и наращивать активность бизнеса и инвестирование.
Показательным шагом стало недавнее решение Банка России о снижении ключевой ставки. Хотя ее текущее значение (20%) все еще достаточно высоко для заемщиков из реального сектора, сам факт смены тренда имеет принципиальное значение.
Ключевую роль также играет развитие механизмов привлечения частных инвестиций в стратегически важные для страны проекты. В этом направлении принят ряд важных решений. В частности, Банк России заявил о готовности уменьшить регуляторную нагрузку на кредитные организации, финансирующие проекты государственно-частного партнерства (ГЧП). Основное условие для этого – участие государства или субъекта РФ с кредитным рейтингом не ниже «А» в качестве публичной стороны проекта.
Банковское сообщество и бизнес позитивно оценивают эту инициативу, видя в ней потенциал для расширения портфеля ГЧП-проектов. За этой аббревиатурой стоят реальные объекты, жизненно важные для городов и регионов: новые медицинские и образовательные учреждения, транспортная инфраструктура (дороги, мосты, аэропорты), объекты жилищно-коммунального хозяйства. Механизмы ГЧП позволяют реализовать эти масштабные проекты уже сейчас, не создавая критической нагрузки на бюджеты, значительная часть которых направляется на выполнение социальных обязательств.
Дополнительным подспорьем для региональных и муниципальных образований станет введение обязательной экспертизы ВЭБ.РФ для ГЧП-инициатив стоимостью свыше 3 миллиардов рублей, инициированное Министерством экономического развития РФ. Для 26 регионов такая экспертиза будет добровольной, предоставляя им возможность получить независимую оценку проектов и снизить финансовые риски. Однако для дотационных субъектов РФ положительное заключение ВЭБ.РФ по крупным проектам ГЧП станет обязательным условием. При этом важно отметить, что критерии и подходы к оценке четко проработаны и охватывают не только финансово-экономические аспекты и распределение рисков, но и оценку востребованности будущего объекта и его влияния на социальную сферу и жизнь граждан.
Такая углубленная экспертиза на начальном этапе существенно повышает шансы проекта на успешное воплощение и способствует повышению прозрачности всей отрасли. Независимая оценка становится важным ориентиром надежности как для региональных и муниципальных заказчиков, так и для потенциальных инвесторов. К слову, снижение ключевой ставки Банка России может способствовать расширению круга таких инвесторов, привлекая не только крупнейшие банки, но и региональные кредитные организации, а также другие институциональные структуры, например, страховые компании.
Расширение горизонтов применения ГЧП, в том числе в новых для него сферах, например, в туризме, позволяет ускорить реализацию проектов, которые формируют прочный фундамент для будущего экономического роста. Но это не только перспектива – это и реальное развитие сегодня: от создания масштабной инфраструктуры до благоустройства городских пространств. Такие проекты генерируют заказы для локального бизнеса, создают новые рабочие места и обеспечивают поступления в местные и региональные бюджеты. И самое главное – ориентация на реальные запросы и нужды населения является лучшей гарантией того, что эти проекты будут востребованы, а значит, успешны.