
Управление временем – необходимый навык для школьников, позволяющий им найти баланс между учебой и отдыхом, успешно достигать поставленных целей, развивать дисциплину и при этом в полной мере наслаждаться детством. По мнению детских психологов, нагрузка на современного ребенка сравнима с занятостью топ-менеджера, что делает тайм-менеджмент особенно актуальным.

В первую очередь, родители могут и должны помочь своим детям освоить тонкости тайм-менеджмента. Важно начинать обучение эффективному распределению времени с младших классов, чтобы у ребенка сформировалась привычка ценить каждую минуту. В этом вопросе от родителей требуется внимательность и наблюдательность к своему ребенку, его устремлениям, характеру и повседневным привычкам. Правильный тайм-менеджмент не означает использование каждой минуты с максимальной пользой, а скорее грамотное планирование уроков, дополнительных занятий, кружков и хобби таким образом, чтобы каждый день был насыщенным, но без переутомления.

Наталья Галой, доцент Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук, подчеркивает, что тайм-менеджмент — это прежде всего управление вниманием, приоритетами и ресурсным состоянием.
«По сути, сейчас современные родители — это архитекторы внимания ребенка и навигатор его энергии. Для тайм-менеджмента ребенка надо учитывать и возраст, и особенности познавательных процессов и эмоциональной сферы ребенка, как минимум его темперамент, характер, самооценку».
Как и в любом обучении, миссия наставника состоит в своевременной передаче инициативы ученику. В тайм-менеджменте это означает, что нельзя допустить, чтобы ребенок к средним классам привык к полному управлению его временем со стороны родителей.
Дисциплина — залог успеха
Начинать организовывать тайм-менеджмент для детей не стоит откладывать на «удобный» момент, будь то новый понедельник или учебный год. Лучшее время для старта — прямо сейчас. При составлении расписания можно опираться на проверенные техники, рекомендуемые детскими психологами.
Начните с составления плана на неделю, включая все запланированные активности: посещение школы, кружков, врачей, секций, визиты к друзьям. Составляйте это расписание вместе с ребенком в воскресенье. Определите четкое время для подъема и отхода ко сну – здесь особенно важна дисциплина.
После того как ребенок привыкнет к недельному расписанию, можно переходить к ежедневному планированию, которое следует составлять с вечера.
В качестве одного из вариантов распределения дел можно использовать, например, Матрицу Эйзенхауэра. Этот инструмент тайм-менеджмента позволяет разделить задачи на категории: «Срочно и важно», «Не срочно и важно», «Срочно и не важно», «Не срочно и не важно».
Помогите детям освоить метафорические обозначения разных типов задач, часто используемые в тайм-менеджменте: слон, лягушка, единорог, мамонт.
- Слон — это большая и пугающая задача, к которой сложно подступиться. Разделив её на мелкие подзадачи, можно легко с ней справиться.
- Лягушка — небольшое, но неприятное дело. Лучший совет — выполнить его в первую очередь.
- Мамонт — крупная, но уже утратившая актуальность задача. Важно вовремя заметить это, проверить её ценность и, если она неактуальна, вычеркнуть из списка.
- Единорог — заветное желание, которое до сих пор не реализовано. Рекомендация — превратить его в «слона» и начать поэтапное воплощение.

Ключевой принцип тайм-менеджмента состоит в том, что расписание должно быть гибким на 50-60%. При этом первую половину дня следует планировать более строго, отводя время на все важные и срочные дела. После каждой такой задачи необходимо оставлять «зеленые зоны» — короткие промежутки для отдыха и непредвиденных обстоятельств.
Четко регламентируйте время, отводимое на выполнение домашнего задания по каждому предмету. Затем добавьте в расписание пункт «Отдых». Он также должен быть продуманным и качественным. В свободное время ребенку необходимо переключаться, в идеале меняя обстановку. Поэтому родителям рекомендуется создавать в доме различные зоны для учебы и отдыха.
Процесс планирования должен быть интересен ребенку. Список дел составляйте, основываясь на его желаниях и потребностях, ведь именно ему предстоит следовать этому расписанию. Планирование можно вести как в офлайн-формате (используя магнитные или канбан-доски), так и с помощью онлайн-приложений. Для привлечения внимания используйте яркие стикеры, разноцветные фломастеры и забавные наклейки. В мобильных приложениях можно помечать задачи разными цветами или добавлять галочки по мере выполнения.
Марианна Лукашенко, доктор экономических наук, профессор и бизнес-тренер, советует: «В средней школе стоит планировать время с учетом целей и приоритетов. Попробуйте вместе с ребенком нарисовать карту ключевых областей его жизни, она еще называется картой мечты. Для взрослых это, как правило, работа, семья, а далее у каждого свое — друзья, здоровье, путешествия, спорт. У ребенка могут быть свои ключевые области и свои мечты. Для того, чтобы они сбылись, их стоит преобразовать в конкретные цели. Тогда станут понятны приоритеты, что позволит правильно планировать время, чтобы оно распределялось на главные дела. И для ребенка такое планирование станет сильнейшей мотивацией, поскольку он будет понимать связь между повседневными занятиями и его мечтами и делать все необходимое для того, чтобы они сбылись».
Как только ребенок освоится с процессом планирования, позвольте ему составлять расписание самостоятельно. Родителям останется лишь контролировать этот процесс, напоминать при необходимости и поощрять его за любые успехи, как маленькие, так и большие.
Московский педагогический государственный университет предлагает примерные расписания дня:
Для учеников начальных классов:
7:30–8:00 — Завтрак, сборы.
8:30–12:30 — Школа (четыре урока).
13:00 — Обед.
13:30–14:30 — Прогулка, игры.
15:00–16:00 — Домашние задания (три блока по 15-20 минут с паузами).
16:00–16:30 — Перекус.
16:30–17:30 — Кружок (не чаще двух-трех раз в неделю).
18:00–19:00 — Свободное время (игры, творчество, настольные игры).
20:00 — Ужин.
21:00 — Чтение/беседа, подготовка ко сну.
21:30 — Сон.
Для школьников 5-7-х классов:
7:00–8:00 — Утренние сборы.
8:30–14:30 — Школа.
15:00 — Обед.
15:30–17:30 — Домашние задания (три блока по 40-50 минут).
17:30–18:30 — Спорт.
19:00–20:00 — Досуг, встречи с друзьями, игры.
20:30–21:30 — Небольшая подготовка (повторение материала, чтение).
22:00 — Сон.
Распространенные ошибки в планировании
Детский тайм-менеджмент — это гибкий инструмент, что обусловлено постоянным ростом и изменениями в развитии детей. Именно поэтому детские психологи призывают ориентироваться на индивидуальные привычки и поведение ребенка.
Одна из частых ошибок — когда родители переносят свой собственный опыт управления временем на детей или сравнивают их работоспособность со своей в детском возрасте.
Вторая ошибка — игнорирование необходимости отдыха и составление слишком плотного графика занятий, переполненного «жесткими» делами. Марианна Лукашенко приводит пример: «Помню одну маму, которая встречала дочку из школы и, пока та одевалась, кормила ее из ложки йогуртом, чтобы, ни на минуту не задерживаясь, бежать на занятие по музыке. Ошибка такого расписания в том, что ребенок испытывает постоянный стресс из-за «перебежки» из одного места в другое, угрозы опоздания, отсутствия отдыха и элементарного расслабления, что ведет к переутомлению ребенка и потере его интереса к занятиям. Поэтому планировать дополнительные занятия и в принципе любые «жесткие дела» необходимо со значительным интервалом между ними».
Ошибки родителей могут также быть связаны с недооценкой времени и глубины концентрации, которую дети разного возраста способны уделить поставленным задачам. Неправильные методы распределения времени в первую очередь негативно скажутся на самих детях.
Детское выгорание: тревожные признаки

«Жизнь некоторых школьников напоминает график работы топ-менеджера ведущих компаний», — отмечает Наталья Галой. По ее словам, современные дети истощаются быстрее и сильнее, чем их родители в свое время. Первым признаком выгорания становится эмоциональное истощение. У ребенка сужается спектр эмоциональных переживаний: начинают преобладать либо нейтральные, либо исключительно негативные эмоции.
Выгорание может проявляться в стремлении ребенка отстраниться от окружающих. Он как будто бы экономит энергию, у него притупляется желание проявлять инициативу, участвовать в играх с другими детьми. «Но поскольку психика находится в раздраженном состоянии, дети все равно нуждаются в стимуляции. И у них могут появиться навязчивые действия, такие как грызение ногтей, губ или другие подобные привычки», — добавляет доцент Института педагогики и психологии МГПУ.
Кроме того, у ребенка снижается самооценка, он начинает обесценивать собственные достижения. Отличительной особенностью детского выгорания, в отличие от взрослого, является более быстрое проявление психосоматических симптомов. Чаще всего это выражается в частых простудных заболеваниях.
Все дети индивидуальны, и не существует универсального шаблона для организации их времени. Методов и приемов тайм-менеджмента множество. Важно не пытаться применять их все сразу, а пробовать поочередно, чтобы выбрать то, что наилучшим образом подходит конкретному ребенку. И самое главное: родители сами должны выделить этот пункт в своем списке дел: «Научить ребенка правильно распределять свое время».