Инвестиции в будущее: школы нового поколения и ГЧП

Общественный новости » Инвестиции в будущее: школы нового поколения и ГЧП
Preview Инвестиции в будущее: школы нового поколения и ГЧП

Марина Амурская, кандидат экономических наук и доцент департамента международного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ, анализирует перспективы развития школьной инфраструктуры через призму государственно-частного партнёрства.

Современная школа с передовыми технологиями
Фото: АГН «Москва»

Начало каждого учебного года традиционно ассоциируется с праздничной атмосферой, но также и с появлением новых образовательных учреждений. В предстоящем сентябре в России планируется открытие 43 современных школ, многие из которых представляют собой воплощение передовых технологий. Например, в Южно-Сахалинске школьники смогут осваивать виртуальную реальность с помощью VR-шлемов и конструировать роботов-андроидов в специально оборудованных лабораториях.

Поддержание таких высоких темпов строительства по всей стране является сложной задачей, решение которой во многом обеспечивается благодаря механизму концессии — ключевой форме государственно-частного партнёрства (ГЧП). Этот подход позволяет регионам оперативно получать полностью готовые учебные заведения. Несмотря на значительные капиталовложения, необходимые для возведения современных зданий, механизм концессии помогает распределить финансовую нагрузку на бюджет, делая платежи поэтапными. При этом реализация столь масштабных проектов требует тщательного контроля и активного участия со стороны региональных властей.

Для повышения эффективности и прозрачности проектов ГЧП Правительство РФ недавно утвердило новые правила оценки таких инициатив. Их ключевая задача — обеспечить сбалансированное распределение рисков между государством и частным сектором. Теперь все ГЧП-проекты стоимостью от 3 миллиардов рублей, как федеральные, так и региональные, будут проходить обязательную экспертизу в ВЭБ.РФ. Это позволит своевременно выявлять и отклонять потенциально неэффективные или чрезмерно затратные для бюджета предложения. В то же время, для социально значимых проектов такая оценка от ВЭБ.РФ станет подтверждением их надёжности и целесообразности, служа ориентиром как для региональных администраций, так и для инвесторов.

ВЭБ.РФ и его дочерние структуры активно участвуют в реализации концессионных и ГЧП-проектов. В текущем году 13 школ, построенных по концессионным соглашениям между компанией «ПроШкола» (входящей в группу ВЭБ.РФ) и местными властями, были введены в эксплуатацию в восьми регионах, включая Чувашию, Якутию, Челябинскую и Белгородскую области. Ярким примером является новая школа в Южно-Сахалинске, рассчитанная на 1260 учащихся. В этот проект было инвестировано 3,8 миллиарда рублей, большая часть которых — заёмные средства, предоставленные в том числе ВЭБ.РФ. Эти средства были направлены не только на строительство здания, но и на оснащение современным оборудованием: от интерактивных столов и песочниц для младших классов до виртуального планетария с иммерсивными технологиями. Такой подход трансформирует школу в привлекательное пространство для обучения и всестороннего развития детей.

Школа в Южно-Сахалинске служит отличным примером успешного проекта в рамках ГЧП. Тем не менее, практика показывает, что реализация таких инициатив не всегда проходит гладко. Могут возникать проблемы, связанные с нарушением сроков подрядчиками или некачественным выполнением работ. Также нередки случаи, когда заказчики в процессе реализации меняют первоначальные требования, например, желая добавить дополнительные этажи или построить бассейн, что неизбежно влечёт за собой новые расходы и необходимость дополнительных согласований.

Подобные сложности в сфере ГЧП указывают на необходимость дальнейшего совершенствования механизма. Одним из ключевых шагов может стать разработка унифицированной цифровой платформы, предоставляющей инвесторам полный обзор всех этапов проекта — от момента подачи заявки до завершения строительства. Крайне важно также заранее подготавливать и публиковать всю проектную документацию, включая чертежи и данные о коммуникациях, чтобы минимизировать разногласия на последующих этапах.

Помимо этого, необходимо чётко формулировать условия сотрудничества: определять сроки рассмотрения заявок, детально прописывать обязанности каждой из сторон и вводить запрет на односторонние изменения проекта после его утверждения. Введение открытого реестра подрядчиков, содержащего информацию об их опыте и реализованных проектах, также будет способствовать повышению прозрачности и надёжности.

Все эти меры призваны стимулировать более активное участие бизнеса в создании социальной инфраструктуры, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на улучшение качества жизни населения в регионах и городах.

Автор: Марина Амурская, зав. кафедрой Финансового университета, кандидат экономических наук

Теги:
Правительство РФ
Россия
Южно-Сахалинск
Якутия
Республика Саха
Чувашия