
На российских аэродромах в настоящее время используются две различные системы измерения высоты, и Росавиация рассматривает путаницу между ними как возможную причину июльской катастрофы самолета Ан-24 в Тынде, унесшей жизни всех находившихся на борту.

Июльское крушение самолета Ан-24 в Амурской области, по сообщению «Известий» со ссылкой на письмо главы Росавиации, возможно, произошло из-за неверного определения высоты. Из документа следует, что при снижении экипаж установил на высотомерах показания давления по системе QNH. Однако, проходя контрольную точку, экипаж доложил диспетчеру высоту, которая соответствовала «советской» системе QFE.
В письме указывается, что на высоте 150 метров относительно аэродрома самолет задел верхушки деревьев на холме. В результате этого столкновения воздушное судно разрушилось и сгорело, все находившиеся на борту люди погибли.
Регулятор рекомендовал провести дополнительное обучение всех пилотов и диспетчеров полетам с использованием международной системы определения высоты. В последние годы российские аэродромы активно переходят с советской системы измерения высоты (относительно уровня аэродрома, в метрах — QFE) на международную (относительно уровня моря, в футах — QNH). В настоящее время часть аэропортов работает по старым стандартам, а часть — по новым, что может приводить к ошибкам и недоразумениям.
Мнение эксперта: Возможные причины ошибки
Заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник, рассуждая о том, кто мог допустить ошибку — пилот или диспетчер, поясняет:
«Диспетчер не передает напрямую высоту, он сообщает значение давления аэродрома. Он мог дать экипажу давление как по QNH, так и по QFE, и это будут различные значения. Высота Тынды над уровнем моря составляет 616 метров. Для экипажа не имеет значения, по какой системе — QNH или QFE — заходить, главное, чтобы выставленное давление обеспечивало безопасный полет в районе аэродрома, то есть в радиусе 50 километров от контрольной точки аэродрома. Если диспетчер ошибочно сообщил значение давления (в миллибарах или миллиметрах), это вполне может спровоцировать катастрофу.
Когда самолет Ан-24 снижается с эшелона и достигает высоты перехода (например, 1800, 1500 или 1200 метров, точная схема мне неизвестна), диспетчер передает экипажу давление для этой высоты. Командир воздушного судна, получив значение QNH или QFE, устанавливает его на высотомере. Таким образом, высотомеры будут показывать высоту либо по QNH, либо по QFE. Важно понимать, что нет никаких `систем перехода` как таковых; есть высотомер и механизм его настройки. Если схема аэропорта разработана для QNH, то необходимо использовать давление QNH; если для QFE — то QFE. Единовременно можно установить только одно значение давления — либо QFE, либо QNH.»
Заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний»
Уточнение по установке давления
На вопрос о значении термина «поставить» применительно к давлению, Юрий Сытник объясняет: «Когда самолет снижается с эшелона и достигает высоты перехода, на которой устанавливается давление аэродрома, экипаж может настроить либо QNH, либо QFE. В этом случае после приземления на аэродроме в Тынде высотомер покажет высоту аэродрома.»
Вероятность ошибки диспетчера и прецеденты
Относительно вероятности ошибки со стороны диспетчера, Сытник подчеркнул: «Диспетчера легко проверить, поскольку все радиопереговоры записываются, и можно точно установить, какая команда была передана диспетчером и как она была исполнена экипажем. Это легко определить.»
Касаясь вопроса о возможности ошибки диспетчера на региональном аэродроме в Тынде, который перешел на QNH лишь в прошлом году, Сытник отметил: «Подобные случаи не являются редкостью. Например, при заходах на посадку в Китае часто возникала путаница в схемах, особенно в равнинных местностях, таких как район Пекина, где показатели QNH и QFE практически совпадали, поскольку высота аэродрома близка к уровню Балтийского моря. В таких ситуациях часто просто передают значение давления без уточнения системы. Это может быть ошибкой как экипажа, так и диспетчера. Именно для установления истинной причины и создана комиссия по расследованию.»
В Росавиации заявили, что приведенные в письме данные о катастрофе являются предварительными результатами расследования и будут уточняться. Представители ведомства подчеркнули, что пока преждевременно говорить об окончательной причине происшествия, а информация по безопасности полетов выпущена лишь для принятия корректирующих мер, направленных на повышение общей безопасности полетов.
Обстоятельства катастрофы Ан-24
Самолет Ан-24, выполнявший рейс Хабаровск — Благовещенск — Тында, потерпел крушение днем 24 июля. При заходе на посадку в Тынде он ушел на второй круг, после чего связь с ним была потеряна. По данным оперативных служб, экипаж не сообщал о каких-либо проблемах в полете до потери связи. Позднее обломки самолета были обнаружены недалеко от города. На борту находились шесть членов экипажа и 42 пассажира, включая пятерых детей. Все они погибли.