Как долго продлится бензиновый кризис в Приморье?

Общественный новости » Как долго продлится бензиновый кризис в Приморье?
Preview Как долго продлится бензиновый кризис в Приморье?

Приморский край столкнулся с дефицитом автомобильного топлива. Среди основных причин кризиса эксперты называют увеличение туристического потока, сезонные колебания спроса, недавние атаки на российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) со стороны Украины, а также давние проблемы с логистикой в этом удаленном регионе. Открытым остаётся вопрос, когда ситуация нормализуется.

Очередь за бензином на заправке в Приморье
Фото: Егор Алеев/ТАСС

Почему Приморье испытывает острую нехватку бензина? В телеграм-канал BFMnews поступают фотографии с местных АЗС, где видно десятки легковых автомобилей, выстроившихся в очереди. По свидетельствам, на некоторых частных заправках стоимость литра 95-го бензина может доходить до 82 рублей. Что же стало причиной этого топливного коллапса, затронувшего не только Приморский край, но и ряд других российских регионов?

Сергей, житель Хабаровска, недавно совершивший поездку в Приморский край, поделился своим опытом. На одной из заправок он не нашел 92-го бензина, на другой стояла очередь из 20-30 машин. На третьей АЗС, где не было очередей, он вскоре понял, почему:

«Я как-то неосмотрительно решил заправить полный бак, не обратив внимания на стоимость. Когда начал заправляться, увидел — цена 74 рубля. Это меня просто ошеломило. Я поспешил остановить заправку, но пока бегал к кассирше и обратно, уже налилось 30 литров. В итоге полный бак я не заправил. Цена оказалась почти в полтора раза выше, чем в Хабаровске, где я заправлял 92-й за 55 рублей, а здесь он стоил 74».

Режиссер Виталий Поплавский, проезжая из Владивостока в Дальнегорск, проверил около десяти автозаправочных станций. Некоторые из них были полностью закрыты, на других наблюдались длинные очереди, а где-то в наличии был только 98-й бензин, и то с задержкой в 40 минут:

Виталий Поплавский, режиссер
«На частной заправке мы все же нашли бензин. Если на обычных АЗС стандартная цена была 61-80 рублей, то у частников литр стоил 82 рубля. Принимали оплату только наличными, которые заправщик сразу прятал в специальный кармашек, прикрепленный прямо к колонке».

Изначально предполагалось, что топливный кризис вызван большим наплывом туристов, однако теперь стало ясно, что это не основной фактор, тем более что туристический поток легко поддается прогнозированию. Газета «Известия» сообщает, что Приморский топливный союз направил обращение вице-премьеру Александру Новаку и в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В нём указывается на существенное сокращение объемов биржевых продаж бензина с Комсомольского и Ангарского НПЗ — двух ключевых поставщиков топлива в регион. С начала лета снижение составило от 25% до 57% по различным видам горючего. Вероятно, причина кроется в общей рыночной конъюнктуре.

Издание Financial Times обращает внимание, что с начала июля Украина провела атаки как минимум на четыре крупных российских нефтеперерабатывающих завода и объекты железнодорожной инфраструктуры. Эксперты, опрошенные изданием, отмечают, что если ранее подобные атаки были разрозненными и их последствия оперативно устранялись, то теперь удары наносятся по целым группам перерабатывающих мощностей. Основные НПЗ сосредоточены в европейской части России, однако весь топливный рынок функционирует как единый взаимосвязанный механизм. А логистические маршруты доставки топлива на Дальний Восток, протяженностью в тысячи километров, приводят к значительным дополнительным сложностям и издержкам. Комментирует Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» и автор телеграм-канала Oilfly:

Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», автор телеграм-канала Oilfly
«Проблема транспортировки топлива на Дальний Восток — это хроническая ситуация. Это всегда были трудности с железнодорожными отгрузками, и они никуда не исчезли. Несмотря на мои многочисленные обращения в правительство по поводу строительства продуктопровода на Дальний Восток, я получаю неизменный ответ: это очень дорого, экономически нецелесообразно и так далее. Первая ключевая проблема — это длительные сроки доставки топлива. Она должна быть своевременной и оперативной, не застревая где-то между угольными составами и пустыми контейнерами. Во-вторых, уже не раз говорилось, что с учётом нашего курса на восток, если мы действительно хотим развивать восточные направления не только по сырью (нефть, газ), но и по готовым продуктам, нам необходимо возведение новых нефтеперерабатывающих заводов».

Правительство утверждает, что внутренний рынок полностью обеспечен топливом. Тем не менее, проблемы с топливом фиксируются и в других регионах, в частности в Крыму. На совещании под руководством вице-премьера Новака было принято решение продлить запрет на экспорт бензина до конца сентября. В Приморье же количество бензовозов, доставляющих топливо на АЗС, увеличили вдвое. Пока остается неясным, удастся ли стабилизировать ситуацию к началу Восточного экономического форума, который стартует через десять дней и, несомненно, приведет к значительному увеличению автомобильного трафика.