Как правильно увлечь детей чтением?

Общественный новости » Как правильно увлечь детей чтением?
Preview Как правильно увлечь детей чтением?

Признавая огромное значение чтения для развития ребенка, многие родители сталкиваются с трудностями в приобщении детей к миру книг. Несмотря на богатый и красочный ассортимент современного детского книжного рынка, увлечь юных читателей оказывается непростой задачей, требующей времени и усилий.

Ребенок читает книгу
Фото: Pixel_shot / Фотобанк Лори

Исследование Mediascope Kids&Teens 2023 года показало, что, хотя 73% российских детей и подростков заявляют о чтении книг, глубина их вовлеченности остается низкой. Так, 13% опрошенных не дочитали ни одной книги за полгода, а 38% осилили всего от одной до трех произведений. Лишь 20% прочитали шесть и более книг.

Проблема снижения интереса к чтению среди детей актуальна во всем мире. Например, по данным Национального фонда грамотности Великобритании, в 2024 году только 34,6% детей и подростков в возрасте от восьми до 18 лет сообщили, что любят читать в свободное время, что является самым низким показателем за последние 19 лет. Детский лауреат Фрэнк Коттрелл-Бойс подчеркивает, что чтение ради удовольствия обогащает словарный запас и значительно улучшает психическое состояние. Опрошенные дети подтверждают: чтение помогает им расслабиться (56,6%), почувствовать себя счастливыми (41%), узнавать новое (50,9%), лучше понимать чужие взгляды (32,8%) и знакомиться с различными культурами (32,4%).

Одного лишь факта, что ребенок читает, недостаточно. Знакомство с произведением без искреннего желания, лишь из-за родительского принуждения или школьной проверки, ведет к дальнейшему отторжению. Совершенно иной эффект достигается, когда дети читают с удовольствием. И этот результат зависит не только от самого ребенка.

Привычка читать: Роль семьи и совместные занятия

Ребенок и родитель читают вместе
Фото: Pixel_shot / Фотобанк Лори

По словам Лидии Дмитриевской, доктора филологических наук, доцента Литературного института имени Горького, дети дошкольного возраста преимущественно ориентированы на семью и обучаются через подражание и игру. Она подчеркивает:

Лидия Дмитриевская доктор филологических наук, доцент Литературного института имени Горького

“Когда ребенок постоянно видит читающих родителей, он перенимает эту модель поведения, которая, скорее всего, сохранится на всю жизнь. Чтобы вовлечь ребенка в чтение, книгу можно сделать частью игры: читать сказки кукле, показывать спектакли по произведению, проигрывать с игрушечными героями книги прочитанные истории и фантазировать новые. Важен грамотный подбор книги по интересам и возрасту.”

Современные дети часто испытывают дефицит внимания взрослых, занятых работой и гаджетами. Совместное чтение и последующее обсуждение, напротив, укрепляют семейные узы, дарят ребенку эмоциональную поддержку, повышают самооценку и способствуют развитию. Привычка к чтению формируется гораздо легче, когда оно становится постоянной совместной практикой, уверена Лидия Дмитриевская.

Еще один важный аспект – обсуждение прочитанного. Оно не только помогает ребенку понять неочевидные для него вещи, но и способствует поддержанию по-настоящему теплых, доверительных отношений в семье. Кроме того, как отмечает Алена Каримова, детский писатель и преподаватель Литературного института имени Горького, это развивает речь, учит подмечать детали и аргументировать свое мнение:

Алена Каримова детский писатель, преподаватель Литературного института имени Горького

“Традиционно первые книжки — это книжки-картинки, в которых много иллюстраций и почти нет текста. Чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть содержание, история. Ему уже недостаточно просто увидеть, скажем, яблоко, а интересно заметить в нем червячка и узнать, что яблоко, кроме того, что вкусный и полезный фрукт, может стать чьим-то домиком. Маленькие дети хорошо воспринимают стихи. Рифма и ритм делают текст более ярким. Чтобы ребенок полюбил книги, ему нужно обеспечить свободное время. В идеале даже специальные часы. У детей практически нет времени, которым они могут распоряжаться, как хотят: гулять, играть, общаться с друзьями, читать, наконец, просто валяться на кровати и гладить кошку. Психологи давно уже установили, что минуты и даже часы безделья очень важны и для детей, и для взрослых.”

Специалисты также дают несколько дополнительных рекомендаций:

  • Вместе с детьми смотрите экранизации по книгам.
  • Слушайте аудиосказки, например, в машине.
  • Посещайте спектакли, поставленные по любимым сюжетам.
  • Ходите в библиотеки и книжные магазины.
  • Устройте книжную “гонку” или читайте на свежем воздухе.
  • Выбирайте книжные серии, чтобы поддерживать интерес.

Важно не смеяться над книгами, которые читает ребенок, и не осуждать его выбор. Хорошей традицией станет дарить книги на каждый день рождения.

Книжный мир за пределами дома: Роль библиотек и книжных ярмарок

Интерьер детской библиотеки
Фото: Наталья Зверева / Фотобанк Лори

В том, чтобы дети любили читать, заинтересованы не только в каждой семье, но и на государственном уровне. Фонд детских библиотек стабильно пополняется, как и библиотеки, ориентированные на взрослых, — там всегда есть зал или стеллажи с детскими произведениями.

В московских читальнях отмечают, что книги из года в год востребованы у юных читателей. Библиотеки активно ведут социальные сети, организовывают мероприятия и запускают проекты для детской аудитории. Например, в Библиотеке имени Некрасова ежегодно открывают «Комнату 502». Это пространство только для подростков, где царит полная свобода творчества: можно поиграть в настольные игры, почитать и обсудить книги с библиотекарями или научиться чему-то новому: актерскому мастерству, коллажам, кастомизации старой одежды, созданию комиксов и анимации. Это также верный способ за лето найти друзей по интересам.

Екатерина Фадейкина руководитель отдела пропаганды чтения и продвижения фондов Библиотеки имени Некрасова

“Один из важных показателей востребованности книг — оборачиваемость фонда. Это количество выданных книжек относительно общего количества книг за определенный период. И этот показатель неуклонно растет для детского фонда. Например, если в 2020 году он был около 110%, то в 2024-м уже больше 300%. То есть у нас в прошлом году было 15 500 книг, и выдача по ним составила 47 000. Это очень хороший показатель.”

Другой проект для семейной аудитории — это «Сезонное чтение». Любой желающий по читательскому билету может взять специальный читательский дневник и писать рецензии или рисовать иллюстрации к прочитанным книгам. Среди участников проекта очень много детей, а часто дневники ведут целыми семьями, уточняет Екатерина Фадейкина.

В Центральной городской детской библиотеке имени Аркадия Гайдара все каникулы действует программа летнего чтения.

Ольга Ларина директор Центральной городской детской библиотеки имени Аркадия Гайдара

“В рамках проекта ежегодно выбираем тематику. Это лето мы посвятили теме «Твое зеленое лето». Участники познакомятся с экологической тематикой и посмотрят на окружающий мир через книги самых разных жанров — от фантастики и приключений до научно-популярных изданий. Дети подписывают с библиотекой договор о том, что они обязуются прочитать не менее трех книг по этой тематике за лето и записать их в дневник. Шаблоны дневников есть на сайте библиотеки. Ребенок может рисовать в дневнике, клеить аппликации. В конце лета мы награждаем участников, выполнивших условия программы. Они получат сертификаты и будут приглашены на церемонию подведения итогов, где организуются выставки читательских дневников участников. Там дети хвалятся тем, сколько книг они прочитали. У них есть стимул за лето показать хороший результат.”

«Они победители просто за то, что читали все лето те книги, которые им нравятся», — добавляет Ольга Ларина.

Книга — не только источник информации: Развитие детской литературы

Санкт-Петербургский международный книжный салон
Санкт-Петербургский международный книжный салон. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Ежегодно на книжных фестивалях отводят отдельные павильоны для детской литературы. Этот рынок трансформируется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Несмотря на снижение тиражей и общего количества издаваемых названий, спрос на детские книги остается стабильным. О популярных форматах для маленьких детей рассказал Сергей Тишков, глава департамента «Планета детства» издательства АСТ:

Сергей Тишков глава департамента «Планета детства» издательства АСТ

“Стабильно популярны книги-игрушки — тактильные, со звуками. Кроме того, панорамки, познавательные книги с окошками и наклейками. Самый крупный сегмент — книги по дошкольному обучению. В топе остаются форматы «пиши-стирай», развивающие карточки, в том числе для запуска речи, виммельбухи, нейропрописи, тренажеры и прописи для подготовки к школе.”

Среди популярных произведений он выделил «стихи-болтушки» — пособия по развитию речи для самых маленьких, серию «Все самое лучшее у автора», а именно Эдуарда Успенского, Владимира Сутеева, а также книгу «Волшебник Изумрудного города» с кинообложкой. Официальная новеллизация «Чебурашки» продолжает держаться в топе.

Сегодня говорят: «Дети рождаются со смартфонами в руках». Любой вопрос они могут вбить в поисковик или воспользоваться нейросетью. Однако для написания грамотного промта все так же нужен достаточный словарный запас, креативные идеи и понимание контекста.

«Качественная книга не просто дает информацию, она учит мыслить, формирует глубину понимания, пробуждает воображение и креативность, расширяет вокабуляр и учит составлять то самое собственное мнение, которое впоследствии перерастает в здоровое критическое мышление и способность принимать грамотные решения, в какой бы области они ни требовались», — добавляет Сергей Тишков.

Формирование литературного вкуса и родительская роль

Девочка читает книгу на диване
Фото: Ярославский Максим / Фотобанк Лори

Согласно исследованию детского чтения аудитории библиотек, которое провели Некрасовка и Гайдаровка в 2020 году, детям до пяти лет одинаково нравится познавательная и развлекательная литература. К семи годам познавательные книжки становятся менее интересны, уступая место развлекательным. Младшие школьники продолжают читать, и чтение остается для них основной досуговой практикой. Подросткам нравятся захватывающие сюжеты и серии книг, связанные общим миром и персонажами.

Гайдаровка, как методический центр детских библиотек, ежегодно выпускает каталог «100 лучших новых книг для детей и подростков». Он доступен для просмотра на сайте библиотеки.

В топе у детей разных возрастов в Некрасовке оказались серия «Петсон и Финдус» Свена Нурдквиста, «Дочурка Груффало» Джулии Дональдсон, «Вафельное сердце» Марии Парр, «Тайная жизнь соплей» Толоза Систере Мариона, а также «Древний Египет. Детские энциклопедии с Чевостиком» Елены Качур.

В исследовании ВЦИОМ для Российской государственной детской библиотеки отмечается: 56% родителей признали, что хотели бы больше узнать о приобщении детей к чтению. Обсуждение прочитанной книги и чтение ребенку остаются самыми популярными способами. И чем старше дети, тем чаще родители интересуются, какие книги они читают, и советуют им книги или журналы. Советы о том, как научить ребенка читать в удовольствие, не имеют стопроцентных гарантий. Но внимание родителей к образованию детей, к их кругозору необходимо с самого раннего возраста и как минимум до студенчества. Нет строгого правильного сценария, любые усилия родителей дадут положительный результат.