Китай снова проявил интерес к «Силе Сибири – 2»: эксперты объяснили причину

Общественный новости » Китай снова проявил интерес к «Силе Сибири – 2»: эксперты объяснили причину
Preview Китай снова проявил интерес к «Силе Сибири – 2»: эксперты объяснили причину

Пекин готов дать ход строительству нового российского газопровода.

Поднебесная готова одобрить строительство нового российского газопровода

Напряженная ситуация между Израилем и Ираном, создающая угрозу для поставок сжиженного природного газа (СПГ) на азиатский рынок через Ормузский пролив, подталкивает Китай к поиску более стабильных и безопасных источников энергоресурсов. В свете этих событий Пекин, по сообщениям, рассматривает возможность ускорить реализацию ранее приостановленного проекта строительства российского трубопровода «Сила Сибири – 2», способного обеспечить КНР необходимыми объемами газа.

Есть и другая веская причина, по которой Китай заинтересован в ускорении строительства газопровода. Поставки природного газа из России могут помочь стране, страдающей от сильного загрязнения воздуха, связанного с угольной энергетикой, предотвратить серьезную экологическую проблему.

Влияние конфликта на Ближнем Востоке

Хотя прямые военные столкновения между Израилем и Ираном временно прекратились, ситуация на Ближнем Востоке вызвала серьезное беспокойство у крупных потребителей энергоресурсов. По данным The Wall Street Journal, угроза Ирана блокировать Ормузский пролив, через который Китай импортирует около 30% газа, заставила Пекин активно искать альтернативные, надежные пути поставок. Это обстоятельство подтолкнуло китайские власти к возобновлению обсуждения проекта «Сила Сибири – 2», который находится пока только на стадии планирования.

Обоснованность опасений Китая подтверждается реакцией судовладельцев. Они трезво оценивают риски эскалации в регионе и все чаще отказываются от контрактов на транзит через Ближний Восток, что приводит к сокращению доступного флота танкеров. В результате, стоимость транспортировки СПГ достигла самого высокого уровня с осени прошлого года. Если в 2024 году ставки фрахта через Атлантику и Тихий океан опускались ниже $20 тысяч в сутки, то сейчас они превышают $50 тысяч.

Рост стоимости морских перевозок немедленно отразился на китайских импортерах, которые в июне сократили закупки СПГ до 5 миллионов тонн, что на 12% меньше, чем за тот же период прошлого года. Эксперты бельгийской компании Kpler отмечают, что помимо рисков в районе Ормузского пролива, снижение импорта СПГ также связано с увеличением внутренней добычи газа в Китае и стабильными поставками по существующим трубопроводам из Центральной Азии (Казахстана и Туркмении), а также из России по первой “Силе Сибири”.

В свете этой динамики, возобновление интереса Пекина к «Силе Сибири – 2» становится понятным. Идея строительства этого газопровода, задуманного как расширение маршрута «Сила Сибири», введенного в эксплуатацию в декабре 2019 года, появилась еще в конце 2000-х. Предполагаемая мощность второй очереди составляет 50 миллиардов кубометров газа в год, что более чем удвоит текущие трубопроводные поставки из России в Китай.

Несмотря на значительную подготовительную работу, «Сила Сибири – 2» до сих пор остается на стадии проекта. Участники рынка считают, что задержка с официальным стартом строительства связана с попытками китайской стороны добиться значительных скидок на поставляемый газ. По данным Bloomberg, прогноз Минэкономразвития РФ предполагает, что цены на газ по новому маршруту для Китая будут на 28% ниже европейских тарифов. Москва считает этот дисконт разумным, тогда как ранее Пекин настаивал на скидке до 37% и даже требовал снизить цену до уровня внутренних российских промышленных потребителей.

Россия, безусловно, заинтересована в реализации этого проекта, но не готова поставлять газ себе в убыток.

Значение российского газа для Китая

По мнению генерального директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, изменение международной обстановки, как политической, так и экономической, вероятно, вынудит Китай пересмотреть свою позицию по цене и согласиться на условия Москвы. Эксперт объяснил, что до недавнего времени переговоры велись преимущественно с экономической точки зрения, где Китай добивался максимально выгодной цены. Однако теперь приоритетом стала стабильность и надежность поставок энергоресурсов.

Проблемы с транспортировкой газа через Ормузский пролив – лишь одна из причин. Большая часть китайской промышленности сосредоточена в прибрежных регионах, где удобнее использовать сжиженный газ. Однако основными поставщиками СПГ являются США, Австралия и Катар, которые считаются союзниками США. Китай осознает геополитические риски, связанные с зависимостью от этих поставщиков, и возможность внезапного прекращения поставок по причинам, не связанным напрямую с торговлей, например, из-за соперничества между США и Китаем.

Россия, обладающая крупнейшими в мире запасами природного газа и доказавшая надежность своих поставок, может стать для Китая важным фактором снижения этих рисков. Поскольку действующий газопровод «Сила Сибири» в этом году выходит на полную мощность (38 миллиардов кубометров), и увеличить по нему поставки уже невозможно, Китаю необходима новая транспортная артерия. В этом контексте, ценовые разногласия, ранее сдерживавшие проект, отходят на второй план перед необходимостью обеспечить энергетическую безопасность.

Решение по «Силе Сибири – 2», вероятно, будет принято в ближайшее время. Проект обсуждался на высшем уровне, включая недавние встречи лидеров России и Китая. Пекин также остро нуждается в увеличении потребления природного газа по другой важной причине: угольная энергетика, на которую сильно опирается китайская промышленность, наносит колоссальный вред экологии, ставя многие города на грань экологической катастрофы. Переход на природный газ для промышленных предприятий является вопросом выживания для Китая. Поэтому есть основания полагать, что окончательное соглашение по всем аспектам проекта «Сила Сибири – 2» может быть достигнуто в самое ближайшее время, возможно, до конца текущего года.