
Власти КНР призывают автопроизводителей воздержаться от ценовых войн для защиты национальной экономики.

Правительство Китая активно призывает отечественных производителей электромобилей остановить ценовые войны и сократить объемы производства. Эти меры обусловлены опасениями, что продолжающаяся дефляция может негативно сказаться на экономическом росте страны.
В последние месяцы китайские чиновники неоднократно выражали обеспокоенность феноменом «инволюции» — когда значительные инвестиции и усилия вкладываются в отрасль, но приводят к снижению отдачи. Эта проблема особенно актуальна для секторов с избыточными производственными мощностями, включая производство электромобилей.
Председатель КНР Си Цзиньпин открыто высказался об этой проблеме. В своей недавней, довольно жесткой, речи он подверг критике провинциальные власти за чрезмерные инвестиции в такие стратегически важные, но рискующие перегреться отрасли, как искусственный интеллект, вычислительные мощности и новые энергетические транспортные средства.
В связи с этим, ряд крупных китайских автопроизводителей, включая BYD — основного конкурента Tesla на китайском рынке, были приглашены на встречи с регуляторами и получили предупреждения о проблеме избыточных мощностей.
По данным пекинско-шанхайской консалтинговой фирмы Hutong Research, правительственные учреждения по всей стране оперативно отреагировали на призывы Си Цзиньпина, обещая сократить объемы производства. Это свидетельствует о серьезности внимания властей к проблеме избыточных мощностей и её масштабах в китайской экономике.
В условиях жесткой конкуренции китайские потребители, стремящиеся к экономии, привыкли к низким ценам. Это приводит к тому, что компании в различных отраслях часто демпингуют, снижая цены до уровня себестоимости или даже ниже, чтобы занять доминирующее положение на рынке.
Производители электромобилей не стали исключением. Многие руководители выражают недовольство этим явлением, но при этом сами вынуждены участвовать в ценовых войнах.
Например, BYD неоднократно снижала стоимость своих доступных моделей Seagull, предлагая их по цене около 55 800 юаней (примерно 5 862 фунта стерлингов), что почти на 20% ниже первоначальной розничной цены. В марте BYD снизила цены на все версии Seagull на 3000 юаней. Другой конкурент, Great Wall Motors, в июне представил обновленную модель Ora 3, цена которой оказалась примерно на 20% ниже сентябрьских показателей.
Хэ Сяопэн, исполнительный директор XPeng Motors, еще в январе предупреждал сотрудников о грядущем усилении конкуренции на рынке в 2025 году, предрекая, что некоторые автопроизводители не выдержат ценовой войны.
В качестве ответа на ситуацию, в прошлом месяце Китай представил проект поправок к закону о ценообразовании — первое серьезное обновление с 1998 года. Эти изменения направлены именно на пресечение ценовых войн.
Поправки расширяют полномочия правительства по установлению ценовых лимитов, выявлению «недобросовестного ценообразования» и ограничению деструктивной конкуренции, в том числе путем предотвращения злоупотреблений доминирующим положением на рынке для манипулирования ценами и оптовыми продажами.
Однако, по мнению некоторых аналитиков, предпринятых мер может оказаться недостаточно.
Как отмечает Антония Хмайди, старший аналитик Merics, она сомневается в радикальности правительственных мер по сдерживанию роста, поскольку до сих пор никто не понес серьезного наказания за чрезмерные инвестиции в стратегические отрасли.
Хмайди указывает, что в Китае лишь немногие электромобильные компании являются по-настоящему прибыльными, а многие из них тесно связаны с местными властями, которые не заинтересованы в их банкротстве.
«Мы видим определенные изменения в действиях правительства, но подобные инициативы уже предпринимались ранее без существенного результата, — добавила она. — В конечном итоге, необходимо предложить альтернативы для многих местных органов власти».
Хмайди также предполагает, что Китай может попытаться решить проблему перепроизводства, наращивая экспорт, что, вероятно, вызовет недовольство иностранных компаний и регулирующих органов. «Полагаю, в краткосрочной перспективе это приведет к усилению напряженности в отношениях с большинством торговых партнеров Китая», — отметила она.
Значительный поток китайских электромобилей на рынок Европейского союза уже вызвал беспокойство среди чиновников ЕС, опасающихся, что европейские автопроизводители не смогут выдержать конкуренцию.
В прошлом году ЕС уже ввел пошлины до 45% на китайские электромобили, что вызвало резкое недовольство Пекина. Недавний саммит ЕС-Китай не принес прорыва в этом вопросе, который остается серьезным препятствием в отношениях двух торговых партнеров.
Однако китайские автопроизводители оперативно адаптировались, переключившись на экспорт подключаемых гибридных автомобилей. К июню китайские компании смогли восстановить свою долю на европейском рынке электромобилей до 10%, фактически нивелировав эффект от введенных ранее тарифов.
На прошлой неделе Политбюро Коммунистической партии Китая, включающее высших руководителей, провело заседание для обсуждения экономических перспектив на следующий год. Хотя кампания против «инволюции» не была упомянута напрямую, было подчеркнуто значение «регулирования беспорядочной конкуренции» в экономике страны.