Колл-центры в России столкнулись с угрозой закрытия из-за новых правил маркировки звонков

Общественный новости » Колл-центры в России столкнулись с угрозой закрытия из-за новых правил маркировки звонков
Preview Колл-центры в России столкнулись с угрозой закрытия из-за новых правил маркировки звонков

Новые правила маркировки телефонных звонков, вступившие в силу 1 сентября, привели к значительному увеличению себестоимости вызовов и уже спровоцировали закрытие ряда колл-центров в России. Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89» обратилась к Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву с просьбой пересмотреть систему оплаты за короткие звонки.

Колл-центр
Фото: Luis Villasmil/Unsplash

С момента введения обязательной маркировки звонков 1 сентября, по данным ассоциации «Группа 7/89», которая проводит более 50% всех телефонных опросов в стране, закрылось уже 18 колл-центров в различных регионах, включая Пермь, Томск, Новосибирск и Владимир.

Резкий рост себестоимости звонков

Основная проблема заключается в увеличении себестоимости звонков в 5-20 раз. Чтобы получить один результативный голос в опросе, колл-центрам приходится совершать до 1200 случайных вызовов. При этом большинство сотовых операторов ввели плату за каждый маркированный звонок, независимо от его продолжительности или успешности.

Эта ситуация может негативно сказаться на проведении важных социальных и политических исследований, например, в преддверии выборов в Госдуму в 2026 году, лишая партии объективных данных о настроениях граждан.

Мнения экспертов

Анна Очкина
Социолог
«Около 25% людей хотели бы блокировать звонки от социальных служб, и отказов и так много. Эта проблема, с которой социология так или иначе справляется. Сейчас, особенно при опросах на чувствительные политические темы, отказов становится еще больше. Что касается удорожания для компаний, крупные центры, как ВЦИОМ, вероятно, закладывают большие суммы на исследования и не пострадают. Влияние будет ощутимо для независимых исследователей, для которых вопрос бюджета критичен. Однако независимые социологи все чаще прибегают к качественным методам, таким как онлайн-интервью и фокус-группы, которые в условиях нежелания людей открыто говорить дают больше информации. Количественные методы вообще вызывают много вопросов. Это просто очередной шаг, затрудняющий коммуникацию, но не самая большая проблема в современной социологии, скорее «камешек в ботинок». Думаю, что цифровые исследования будут активно развиваться по всему миру, как это показали прогнозы голосований по Brexit и в США в 2016 году, где самые точные данные дали компании, анализировавшие соцсети. Опрос — это лишь один из методов, его информативность ограничена.»
Евгений Минченко
Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», директор Международного института политической экспертизы
«Вариантов не так много: это опросы лицом к лицу, что достаточно сложно, так как люди неохотно открывают двери, но есть компании, которые преимущественно этим методом пользуются, например ФОМ. Также существует онлайн-социология, поэтому потери будут каким-то образом компенсироваться. Действительно, люди не берут трубки с незнакомых номеров, в том числе из-за опасений мошенничества. ВЦИОМ, насколько мне известно, работает и с постоянными панелями, но даже в этом случае звонок должен быть оплачен, поэтому социологов это волнует. Я так понимаю, что пока в негласном режиме обсуждаются варианты частичного или полного выведения политической социологии из-под этих ограничений, но это все еще находится в процессе обсуждения.»
Эльдар Муртазин
Ведущий аналитик Mobile Research Group
«Поправки в федеральный закон «О связи» обязывают маркировать каждый звонок юридического лица или индивидуального предпринимателя. Это сделано для того, чтобы обычный человек мог принимать осознанное решение, отвечать на звонок или нет, чтобы компании не притворялись другими, а мошенники не пользовались этим. Это достаточно простые и полезные правила. Операторы проделывают определенную работу, поэтому инициация вызова для компании будет стоить 30-50 копеек. Это автоматически исключает спамеров и колл-центры, которые просто обзванивают номера, часто не зная, кому звонят, и что предлагают. Таким образом решается проблема спама. Что касается возмущения социологов, то, по сути, они выступают на стороне спамеров. Компании, проводящие соцопросы, часто продают результаты своей работы и, на мой взгляд, должны нести эти расходы. Кроме того, им необходимо получать разрешение от человека на совершение такого звонка, чего они сегодня не делают. Если они получат разрешение и на экране будет отображаться «социологический опрос такой-то компании», возможно, оплачивая анкетирование, человек, конечно, возьмет трубку, и проблем не будет. Проблема сегодня существует именно для спамеров, поскольку для них стоимость таких звонков становится непомерно огромной.»

Обращение к властям

В свете сложившейся ситуации, «Группа 7/89» направила официальное обращение президенту Владимиру Путину и зампреду Совбеза Дмитрию Медведеву со следующими просьбами:

  • Отменить плату за маркировку звонков длительностью менее трех секунд, как это предусмотрено законом «О связи».
  • Не штрафовать социологические компании за проведение опросов без предварительного согласия респондентов, предлагая считать сам факт принятия звонка с маркировкой «Опрос» согласием на его прохождение.