Конец отпуска: Дорога домой становится настоящим квестом

Общественный новости » Конец отпуска: Дорога домой становится настоящим квестом
Preview Конец отпуска: Дорога домой становится настоящим квестом

Завершение летнего сезона принесло транспортные трудности для многих отдыхающих.

Возвращение из летнего отпуска в наши дни может оказаться сложным испытанием, даже при наличии заранее купленных билетов. Туристы, возвращающиеся как с внутренних, так и с зарубежных курортов, сталкиваются с повсеместными задержками рейсов, перегруженностью железных дорог и автомобильными пробками. В этой статье мы делимся советами тех, кому удалось успешно преодолеть эти препятствия.

Конец августа обернулся транспортным коллапсом для туристов
Фото: Геннадий Черкасов

Увы, конец августа традиционно ассоциируется с инцидентами на пассажирском транспорте, от небольших происшествий до серьезных аварий. Это пиковый период, когда большинство людей стремится вернуться домой к началу учебного года: школьники, студенты, преподаватели и сотрудники образовательных учреждений, для которых август — часто единственное время для отпуска. Все они спешат домой к 1 сентября, чтобы успеть подготовиться. В то же время навстречу им по южным направлениям движутся те, кто смог взять отпуск только в конце лета. Независимо от причин поездки, всех этих людей объединяет одна общая проблема — транспортный хаос: задержки рейсов и многочасовые пробки, разрушающие графики. Они оказываются в схожей ситуации, одни ожидают в аэропортах и на вокзалах дома, другие — на курортах, но все мечтают о своевременном возвращении. Нередко в пробках на южных трассах можно заметить, как встречные автомобилисты обмениваются информацией, как произошло с нашим московским собеседником:

«Еще за час до Крымского моста, на светофоре, водитель встречной машины посоветовал мне развернуться и ехать через Новороссию, пока не поздно», — рассказал москвич Александр, который ехал в Крым на машине. «Конечно, это большой крюк, но лучше так, чем часами стоять в пробке. Те, кто уже выехал с полуострова, предупредили о полном коллапсе на мосту».

В отличие от Александра, пассажиры поездов, оказавшиеся в ситуации задержек, лишены возможности изменить свой маршрут. К утру 21 августа, по меньшей мере 20 поездов, следующих из южных городов России, таких как Анапа, Адлер, Новороссийск и Кисловодск, в Москву и Санкт-Петербург, были задержаны. Аналогично, задерживались поезда, направляющиеся в Крым (Симферополь, Севастополь, Феодосия) и обратно. Это создало проблемы как для возвращающихся туристов, так и для тех, кто только начинал свой отпуск, ожидая прибытия этих поездов на столичных вокзалах.

Пассажирам железной дороги остается лишь терпеливо ожидать, несмотря на задержки и возможные опоздания, ведь бросить уже оплаченное и с трудом найденное место — не вариант. Билеты на поезда на юг и обратно практически отсутствуют на конец августа. Например, на 21 августа была доступна всего одна нижняя полка в плацкарте из Адлера в Москву, что едва ли подходит для большинства отдыхающих. Из Москвы в Адлер ситуация еще сложнее: единственным вариантом было купе-люкс стоимостью 104 тысячи рублей в одну сторону. Путешествие из южных городов в Санкт-Петербург в последние дни августа возможно лишь с двумя-тремя пересадками, а стоимость такого «единого» проездного документа могла достигать 120 тысяч рублей.

«Такой проездной только называется `единым`», — комментирует Вера из Тулы, которая опробовала такой способ возвращения. «На самом деле, ты платишь за все участки пути сразу, но вся ответственность за пересадки лежит на тебе. Опоздал — твои проблемы. Создается впечатление, что стыковки выбираются каким-то алгоритмом без учета реальных человеческих возможностей: то восемь часов ожидания на безлюдной станции, где негде отдохнуть, то всего восемь минут на пересадку между разными вокзалами в крупном городе».

Билеты на поезда из Крыма в Москву снова становятся доступными только с 5 сентября, и это в основном верхние полки в общем купе по цене 14–15 тысяч рублей (из Симферополя). Однако после 10 сентября билеты в обоих направлениях снова пропадают из продажи, так как все места на бархатный сезон были выкуплены заблаговременно.

Возможность относительно недорого и без постоянного поиска «свободных билетов» на агрегаторах вернуться с российских югов появится только глубокой осенью. Главный вопрос для тех, кому нужно вернуться сейчас, остаётся открытым. В случае задержек рейсов из-за рубежа ситуация иная: возникает вопрос о возможности получения компенсации, если задержка привела к просрочке тура или возвращению на работу.

«Из Дубая не поедешь через Новороссию, поэтому приходится ждать свой рейс, тут ничего не поделаешь», — рассказывает жительница Екатеринбурга, чей рейс был сначала задержан, а затем отменен из-за израильско-иранского конфликта. В результате семья потратила дополнительные 150 тысяч рублей на возвращение домой, надеясь взыскать эту сумму с туроператора, а тот, в свою очередь, с авиаперевозчика. Однако юристы сомневаются в успехе, поскольку закрытие воздушного пространства расценивается как форс-мажорное обстоятельство, за которое ни туроператор, ни перевозчик ответственности не несут.

Туристы, которым все же удалось благополучно вернуться домой, делятся полезными, а порой и неожиданными советами в специализированных чатах. Например, одна московская пара, не имевшая обратных билетов, смогла улететь из Адлера в столицу по цене железнодорожного купе – всего за 15 тысяч рублей с человека. Отдыхающим, желающим поскорее вернуться домой, они рекомендуют проверять онлайн-сервисы по продаже билетов не менее трех раз в день, поскольку дополнительные билеты в Москву на ближайшие даты быстро появляются и так же быстро раскупаются. На 22-23 августа из Адлера можно найти прямые рейсы в столицу с ручной кладью по цене около 15,3 тысячи рублей. В конце августа цены ожидаемо выше: 29–30 августа перелет с багажом обойдется в 21 тысячу рублей, без багажа – в 17,3 тысячи. А 31 августа с ручной кладью можно улететь за 16,5 тысячи рублей, с багажом – на 3 тысячи дороже.

Жители Санкт-Петербурга советуют обратить внимание на 29 августа: билет из Адлера стоит 20 тысяч рублей, но за багаж придется доплатить 6,5 тысячи. 30 августа перелет в Санкт-Петербург обойдется в 22,3 тысячи рублей, плюс 2,5 тысячи за крупный чемодан. На 31 августа цена составляет 20,2 тысячи без багажа и 24 тысячи с багажом. Сибиряки также рекомендуют возвращаться авиатранспортом: в конце августа перелет в Красноярск стоит около 22 тысяч рублей, в Новосибирск – 18 тысяч, в Екатеринбург – 20 тысяч, в Челябинск – 14 тысяч (эти цены указаны за перелет только с ручной кладью, багаж оплачивается дополнительно).

Наиболее сложная ситуация складывается для жителей Мурманска: на конец августа отсутствуют любые железнодорожные билеты до их города, даже самые дорогие или неудобные. Однако существует один прямой авиарейс из Адлера, стоимость которого превышает 92 тысячи рублей. Мурманчане советуют лететь с пересадками через другие, некурортные южные города. Такой маршрут может обойтись примерно в 20 тысяч рублей, поскольку на рейсы из Адлера в менее популярные южные города часто есть места по более доступным ценам, а далее из них в Мурманск летает гораздо меньше рейсов, что снижает стоимость второй части пути.

Для автолюбителей, направляющихся в Крым или обратно, в специализированных чатах настоятельно рекомендуют избегать Крымского моста и выбирать маршрут через Новороссию (имеются в виду новые российские регионы). Этот путь отличается хорошим дорожным покрытием, отсутствием ограничений скорости ниже 90 км/ч, быстрым досмотром, при котором нет необходимости выгружать вещи, так как досмотр осуществляется с помощью рентгена прямо с автомобилем и багажом. Тем, кто возвращается на машине из Краснодарского края или Ставрополья, совет один: не спешить. Лучше немного опоздать, чем надолго застрять в результате дорожного инцидента, ведь неблагоприятный для транспорта конец августа еще в самом разгаре.