Крушение Ан-24 в Приамурье: Старый флот и неотложная потребность в обновлении

Общественный новости » Крушение Ан-24 в Приамурье: Старый флот и неотложная потребность в обновлении
Preview Крушение Ан-24 в Приамурье: Старый флот и неотложная потребность в обновлении

Авиакатастрофа с участием самолета Ан-24 в Амурской области унесла жизни всех находившихся на борту. Этот инцидент, произошедший с воздушным судном, эксплуатировавшимся около пятидесяти лет, вновь привлек внимание к критическому состоянию устаревшего авиапарка советского производства и отсутствию современных альтернатив для таких машин, как Ан-24.

Обломки самолета Ан-24 после крушения
Фото: Следственный комитет России/ТАСС

Пассажирский самолет Ан-24 потерпел крушение в Амурской области. По предварительной информации Следственного комитета, в результате трагедии никто не выжил – на борту находились 43 пассажира и шесть членов экипажа.

Воздушное судно, принадлежащее авиакомпании «Ангара», выполняло рейс Хабаровск — Тында. После двухчасовой задержки, вызванной технической посадкой в Благовещенске, самолет продолжил полет. В районе Тынды, где преобладала плотная облачность (десять баллов) и гористый ландшафт, Ан-24 начал заходить на посадку. После попытки ухода на второй круг связь с бортом была потеряна, при этом экипаж не сообщал о каких-либо неполадках. Фрагменты самолета были обнаружены в 15 километрах от населенного пункта Тында.

Возможные причины катастрофы прокомментировал Андрей Литвинов, командир самолета Airbus A320 авиакомпании «Аэрофлот»:

— Погода там действительно была плохой, и при уходе на второй круг они вполне могли зацепить сопку. Это означает, что из-за плохих метеоусловий они, возможно, отклонились от траектории захода на посадку. Такие случаи уже бывали. Необходимо выяснить, был ли технический отказ, например, отказ двигателя — пока мы этого не знаем. Самолет ведь был на техническом обслуживании в Благовещенске и, по-моему, вылетел с двухчасовым опозданием.

— А вообще, при такой видимости можно не заметить сопку?

— Если видимость плохая, и они отклонились от курса захода на посадку — то да. Потому что оборудование Ан-24 — это совершенно не то же самое, что оборудование «Боингов» и «Эйрбасов». Там все еще летает «по стрелочкам», как летали наши, так сказать, прадеды. Точность навигации там не такая, как на современных самолетах.

Потерпевший крушение Ан-24 находился в эксплуатации 49 лет. В 2018 году этот же борт получил повреждение крыла в аэропорту Бодайбо (Иркутская область), что, по версии авиакомпании «Руслайн», было вызвано снегом на ВПП. Текущая катастрофа под Тындой стала вторым инцидентом с самолетами Ан-24 авиакомпании «Ангара» за последние месяцы. Ранее, 26 мая, в аэропорту Киренска (Иркутская область) при посадке у другого самолета данного типа подломилась передняя стойка шасси, что привело к выкатыванию за пределы полосы. Хотя тогда обошлось без жертв, Ространснадзор по итогам проверки выявил у перевозчика серьезные нарушения в техническом обслуживании воздушных судов, как сообщают «Известия» со ссылкой на официальные документы.

Проверки и состояние авиапарка

Роман Гусаров

Роман Гусаров
главный редактор портала Avia.ru
«Федеральные органы, такие как Росавиация, Ространснадзор, возможно, транспортная прокуратура, регулярно проверяют авиакомпании. Проверка охватывает широкий спектр направлений — от технического состояния до системы подготовки и квалификации персонала. Надзорные органы, конечно, не осматривают каждый самолет и не разбирают каждую деталь, а, естественно, проверяют, насколько своевременно и корректно были проведены регламентные технические работы. Если говорить о техническом состоянии воздушных судов, здесь все проверяется на документальном уровне. И если, как говорится, замечаний нет — все в порядке, значит, авиакомпания продолжает работать».

Авиапарк «Ангары» включает одиннадцать самолетов Ан-24. В прошлом году заместитель генерального директора компании Сергей Зорин сообщил в интервью Reuters, что перевозчик обращался к правительству с просьбой о продлении сроков службы устаревших советских самолетов из-за отсутствия адекватной замены. Ситуацию комментирует Вадим Лукашевич, авиационный эксперт, кандидат технических наук и бывший конструктор ОКБ Сухого:

Вадим Лукашевич
авиационный эксперт, кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ Сухого
«Самолетам Ан-24, Ан-26 уже по 50 лет, и при нормальной эксплуатации они превысили все допустимые сроки исчерпания ресурса. Их нужно было выводить из эксплуатации еще в течение последних трех-пяти лет. Проблема в том, что их нечем заменить, потому что гражданский, то есть пассажирский Ан-24, должен быть заменен Ил-114, который до сих пор проходит испытания уже не первый год и, по сути, еще не сертифицирован. Нам постоянно говорят, что он появится в следующем году, но приходит новое время, и все эти сроки сдвигаются. У нас постоянно все сроки “уходят вправо”. Поэтому я не исключаю, что в следующем, 2026 году, нам скажут, что он выйдет на линию в 2027 году. Это хроническая болезнь российского авиапрома».

По словам главы Минпромторга Антона Алиханова, серийные поставки самолетов Ил-114 должны начаться уже в августе следующего года. Однако остается неясным, сколько времени потребуется для полной замены около пятидесяти эксплуатируемых в России устаревших самолетов Ан-24 на новые Ил-114.