
Новая работа Бэнкси, появившаяся на стене Королевского суда в Лондоне, быстро стала объектом мирового внимания. Вместо того чтобы игнорировать или сохранить провокационное изображение, власти решили его удалить, неосознанно превратившись в соавторов и придав произведению еще большую значимость и политический вес.
Граффити, созданное 8 сентября, изображало служителя Фемиды, заносящего молоток над лежащим демонстрантом с окровавленным плакатом. Появление этой работы совпало с массовыми арестами: за два дня до этого митинг против запрета организации «Палестинское действие» в Лондоне привел к задержанию около 900 человек, к которым добавились сотни других сторонников движения.
Реакция властей последовала незамедлительно: сначала мурал был закрыт металлическими щитами, что только подогрело общественный интерес, а затем коммунальные службы полностью затерли изображение. К 11 сентября на стене остались лишь призрачные силуэты судьи и демонстранта, что, по мнению многих, лишь усилило выразительность и драматизм произведения.
Константин Бабулин, директор аукционного дома ArtSale.info, искусствовед и коллекционер, так прокомментировал ситуацию:
Директор аукционного дома ArtSale.info, искусствовед и коллекционер
«До вмешательства властей работа была в ряду других произведений Бэнкси — одна из многих. А сейчас это уже уникальная история. Такое политическое заявление ударило в болевую точку власти, и власть отреагировала таким «криворуким», «косым» образом. Если переводить в деньги, мне сложно сказать стоимость. Работа большая. У Бэнкси что поменьше исчисляется сотнями тысяч долларов, то, что побольше, — уже миллионами. Эту цифру смело можно умножать на два, а то и на пять. И если доведись каким-то образом провести аукцион, чтобы кто-то приобрел работу, и если ему скажут: «Можно вернуть ее в первоначальное состояние?» — боже упаси, надо оставить так, как есть, потому что это историческое событие».
Произведения Бэнкси нередко продаются вместе со зданиями или фрагментами стен, на которых они расположены. Однако в данном случае, учитывая статус здания суда, такие варианты продажи представляются маловероятными. Тем не менее, этот инцидент уже вошел в историю искусства и общественной полемики.
В Великобритании эта тема стала центральной: ведущие СМИ активно освещают «судью Бэнкси», а юристы и политики обсуждают произошедшее в контексте обостренной дискуссии вокруг Палестины, протестных акций и задержаний.
Параллельно полиция начала расследование, которое, по сообщению The Daily Telegraph, может привести к раскрытию личности Бэнкси. Однако, как отмечает российский адвокат и английский солиситор Дмитрий Гололобов, поиск художника — лишь полдела, настоящие сложности начнутся после.
Российский адвокат и английский солиситор
«То, что это новость самого высокого уровня в Британии, можно даже не обсуждать. В принципе полиция права. То есть рисовать на здании суда, кто бы ни рисовал, [нельзя]. Но в данном случае я согласен, что это criminal damage («причинение ущерба»). Формально они имеют право его искать, и в зависимости от напора полиции, ее желания они, конечно, его найдут. Потому что там все просвечивается, просматривается, особенно в центре, триангулируются все телефоны. Надо понимать, что туда придут лучшие адвокаты: они посчитают за честь выступить и защитить. Если его личность раскроется, они выстроятся в очередь бесплатно. Это будет политический шум, политическое дело. Все будут кричать все, что хотят. К суду придут со всеми флагами».
Вопрос о том, нужен ли британским властям такой масштабный перформанс, остается открытым, ведь они, похоже, уже оказались вовлечены в мир современного искусства гораздо глубже, чем того желали.
