
Капитан Дмитрий Фурутин поделился, что если раньше на теплоходе преимущественно путешествовали иностранцы, то теперь его облюбовали российские туристы.
Для каждого человека отдых имеет свои особенности: одни с нетерпением ждут моря и пляжного релакса, другие предпочитают горные походы, но существуют и те, для кого истинное наслаждение начинается только на борту теплохода. Эти путешественники наизусть знают график навигации, как личный календарь, и регулярно возвращаются к проверенным операторам, полюбившимся маршрутам и знакомому персоналу.
Речные путешествия представляют собой уникальный мир: с палубы открываются постоянно меняющиеся живописные виды, утро начинается с чашечки кофе под умиротворяющий шум волн, а новые города исследуются без утомительных переездов и багажных забот. Это сочетание полного расслабления на борту с насыщенной программой посещений наиболее значимых достопримечательностей в каждом порту захода.
Мое собственное путешествие, оставившее ощущение целой прожитой жизни, началось совершенно случайно. Свободная неделя отпуска казалась слишком короткой, пока не пришло простое и блестящее решение: речной круиз по Волге. Этот маршрут охватывал живописные заливы и прекрасные прибрежные города, являя Золотое кольцо России во всей его красе.
Для своего приключения я выбрала судно «Илья Репин» от компании «Мостурфлот». С первых минут стало ясно: это не просто средство передвижения, а роскошный плавучий отель. К услугам гостей — комфортабельные каюты, просторные прогулочные палубы, ресторан с завтраками по системе «шведский стол» и изысканными обедами и ужинами по меню, вечерние развлекательные программы, небольшой спортивный зал, а также активная команда аниматоров, не дававшая скучать ни минуты.
Каждый день был наполнен событиями: утренняя зарядка в семь, йога в полдень, затем игры, такие как «Мафия» и «Своя игра», а также разнообразные мастер-классы — мне даже посчастливилось создать своими руками куклу-оберег. Вечера украшали караоке и танцы до полуночи. И это помимо многочасовых экскурсий по каждому городу, который посещал теплоход. Путешествие началось в Москве, затем мы побывали в Угличе, Ярославле, Мышкине. Казалось, что пять дней пролетели как целый месяц благодаря столь насыщенной программе.
При этом отсутствовала какая-либо суета: багаж распаковывался всего один раз, а каждое утро начиналось в новом городе. Вечером возвращение на борт дарило ощущение уюта, вкусного ужина, потрясающих закатов над водой и полного умиротворения. Накануне прибытия состоялся торжественный ужин с капитаном и шампанским от круизной компании. Завершилось путешествие прощальным чаепитием с выпечкой, а матрос даже помог донести багаж до такси. Отдельно стоит отметить невероятно вкусную кухню на теплоходе!
В то время как я только открывала для себя прелести речных путешествий, рядом со мной были настоящие ветераны этого отдыха. Виктор Павлович Гульчук с супругой совершали свой юбилейный, шестидесятый круиз!
«Мы с женой многие годы предпочитаем исключительно „Мостурфлот“. Несколько раз пробовали других операторов, но их обещания не соответствовали действительности. Здесь же всё безупречно организовано, а команда состоит из настоящих профессионалов. Нас уже узнают на судах, и мы знаем многих по именам. Зачем искать что-то другое, если здесь всё идеально?»

— Как часто вы ходите в круизы?
— За сезон обычно мы отправляемся в три рейса: первый — на открытие навигации, один летом и завершающий — на ее закрытие. Отдаем предпочтение продолжительным маршрутам, чтобы отдых был максимально глубоким и насыщенным. Обязательно плывем до Санкт-Петербурга, по реке Оке, а также с большим удовольствием до Казани и Самары. Впервые мы отправились в круиз еще в 1993 году. С тех пор многое изменилось. Помню, Углич тогда был скромным городком без мощеных улиц. Сейчас же это настоящий красавец. Экскурсии мы уже не посещаем, поскольку всё видели, но в каждом городе у нас есть свои любимые места: уютное кафе, знакомые сувенирные лавочки.
— Кто в вашей паре инициатор таких путешествий?
— Моя супруга Наталья первой увлекла меня этим. Сидеть на палубе и наблюдать за постоянно меняющимися пейзажами — это лучшее средство для полного расслабления, которое только можно вообразить.
Одним из самых знаковых событий речного круиза является ужин с капитаном. К нему пассажиры готовятся особенно тщательно, облачаясь в вечерние наряды, делая макияж и используя лучшие ароматы. Наш капитан, Дмитрий Фурутин, также появляется в торжественной парадной форме вместе со всей командой. После вступительного слова он лично обошел каждый столик, чтобы поприветствовать гостей и уделить внимание каждому. Все поднятые тосты звучали как искренние слова благодарности и добрые пожелания. Мы воспользовались возможностью и договорились о посещении капитанской рубки на следующий день. Из беседы с капитаном мы узнали, что раньше на теплоходе «Илья Репин» преобладали иностранные туристы — итальянцы, французы и даже гости из Африки. Однако теперь судно стало особенно популярно среди россиян, приезжающих со всех уголков нашей большой страны.
— С кем работать проще?
— С иностранцами! — с улыбкой подтвердил Дмитрий Владимирович. — Они дисциплинированны и не привередливы. Если сказано собраться через пятнадцать минут, они все будут ждать. Наши же… любят задерживаться. Приходится их ждать, что всегда связано с риском и порой просто неприемлемо.
— Почему это рискованно?
— График движения теплохода очень плотный, особенно из-за прохождения шлюзов. Максимальная скорость судна в благоприятных условиях составляет 22 километра в час, а минимальная — всего 7. Иногда сильное течение снижает нашу скорость до семнадцати километров в час вместо двадцати. Добавьте к этому опоздания пассажиров… — пояснил капитан.
— Шлюзы — это самое сложное?
(Прохождение шлюзов на канале Москвы, где при движении из столицы уровень воды под судном значительно снижается, а при возвращении повышается, представляет собой захватывающее зрелище. Это похоже на движение в лифте, когда судно перемещается вверх-вниз в огромных камерах, окруженных водоворотами и течениями, а швартовка к специальным приспособлениям на стенах необходима, чтобы избежать ударов и сноса течением — это, безусловно, особое удовольствие для пассажиров).
— Да, — подтвердил капитан. — Здесь требуется максимальная сосредоточенность. Теплоход может «зависнуть» на швартове, и необходимо мгновенно реагировать, иначе его может снести. В условиях сильного ветра задача усложняется: судно большое, его парусность высока, поэтому приходится входить в шлюз на очень низкой скорости. Опускаться в шлюзе легче, а вот когда вода поднимается, теплоход становится менее стабильным. Но в целом, мы справляемся.
— Вы строгий капитан?
— Наверное, это лучше спросить у моей команды. Капитан несет ответственность за всё, — ответил он. — Я начал свою карьеру здесь практикантом в 1994 году, затем стал старшим помощником, а после — капитаном. Для меня самого очевидно: круизы — это больше чем просто работа, это целый мир, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Сегодня мы пришвартуемся, а уже завтра утром снова отправимся в путь.
По возвращении из этого круиза я точно знаю, о чем буду мечтать дальше: о морских путешествиях по Балтийскому и Белому морям. О Калининграде, величественном Санкт-Петербурге, Архангельске, загадочных Соловках, суровом Мурманске… Каждый портовый город таит в себе свою уникальную историю. Это будет новое путешествие с любимым теплоходом, с его капитаном, с особым, вдохновляющим настроением.