Масштабные заторы из грузовиков на границе России и Казахстана

Общественный новости » Масштабные заторы из грузовиков на границе России и Казахстана
Preview Масштабные заторы из грузовиков на границе России и Казахстана

Ни Россия, ни Казахстан не предоставили официальных объяснений по поводу масштабных заторов на пограничных пунктах. Однако распространяются слухи о тщательных проверках грузов и необходимости приведения документации в соответствие с нормами Таможенного союза. Согласно осторожным оценкам, водителям придется провести в ожидании несколько недель.

Многокилометровая пробка из фур на границе
Фото: Фотобанк «Лори»

На пограничных пунктах между Россией и Казахстаном вновь образовались колоссальные пробки из грузовых автомобилей. Логистические операторы сообщают о беспрецедентных заторах за последнее время. По предварительным подсчетам, с российской стороны на контрольно-пропускных пунктах (КПП) своей очереди дожидаются около 5 тысяч фур, а с казахстанской стороны их количество еще больше. Официальные комментарии относительно причин сложившейся ситуации отсутствуют.

В редакцию «Бизнес ФМ» поступило обращение от московского предпринимателя Алексея, который почти неделю безуспешно ожидает свой груз из Китая, застрявший на границе с Казахстаном. За это время ситуация не изменилась — пробка остается неподвижной.

«Я ждал груз 13 сентября, но с 10-11 сентября фуры стоят на границе без какого-либо движения. Никто не может сказать, сколько это продлится. Очередь растянулась на многие километры, машины стоят мертво, а таможня пуста. Конкретных сроков нет, информации нет, никого не пропускают. На вопрос о причинах отвечают, что это какие-то проверки, но без деталей. Прошла уже неделя, и грузовики продолжают стоять. Ранее досмотр занимал 10-15 минут, и перевозчики проезжали без проблем. В июле-августе были задержки до трех дней, но сейчас движение полностью парализовано. Большая часть этих грузов идет транзитом из Китая через Казахстан. Проблема не в том, что Казахстан или Россия блокируют грузы, а, по всей видимости, в усиленных досмотрах со стороны Казахстана», — рассказал предприниматель.

По данным логистических компаний, наиболее критическая ситуация с заторами отмечается на трех погранпереходах с Казахстаном: «Бугристое» (Челябинская область), «Веселоярск» (Алтайский край) и «Петухово» (Курганская область). Бизнес оценивает общее число грузовиков, ожидающих проезда на российских КПП, в 5 тысяч. Со стороны Казахстана также наблюдаются значительные пробки, в частности, в районе Уральска, у села Маштаково, на границе с Оренбургской областью, как сообщил экспедитор из Алма-Аты. Ситуацию с казахстанской стороны прокомментировал руководитель отдела негабаритных и FTL-перевозок компании Holding Finance Broker, Алексей Черенков:

«Россия, в рамках Таможенного союза, приступила к приведению всех стран-участниц — Казахстана и Киргизии — к единому юридическому стандарту в части правильного оформления деклараций и платежей. С этим и связаны задержки. По информации, скопление фур началось примерно 8 сентября. Сейчас там находится порядка 6,5-7 тысяч грузовиков, и очередь продолжает расти. Водители вынуждены ожидать без надлежащих условий и возможности оформления, что вызывает сочувствие».

Алексей Черенков — руководитель отдела негабаритных и FTL-перевозок компании Holding Finance Broker

Представители бизнеса уже около недели безуспешно пытаются получить официальные данные о происходящем. Пока доступны лишь слухи: внеплановые проверки, работа специальных групп и прогнозы о том, что заторы продлятся как минимум 10-20 дней. Исполнительный директор «Трансазия логистикс» Кирилл Латинский объясняет, что, несмотря на единое таможенное пространство между Россией и Казахстаном, обе стороны имеют право на серьезные проверки по особым причинам, и такие основания сейчас есть как у Москвы, так и у Астаны.

«Наблюдается усиленный и повсеместный досмотр транспорта с казахстанскими номерами, особенно того, который перевозит сборные грузы в Российскую Федерацию. Я предполагаю, что это связано с борьбой против «серого» импорта, значительный объем которого поступает в РФ транзитом из Китая. Кроме того, казахстанские власти сами досматривают почти все грузы, следующие транзитом через их территорию в Россию, в поисках товаров двойного назначения, техники, электроники и продукции из санкционных списков. Также стоит отметить, что с 30 июня 2025 года в РФ введена система «Госуслуги» (Ru ID) для иностранных граждан, включая казахстанских, требующая регистрации и уведомления о планируемом въезде за 72 часа».

Кирилл Латинский — исполнительный директор «Трансазия Логистикс»

«Бизнес ФМ» направила запрос в Федеральную таможенную службу для получения разъяснений, но к моменту публикации ответа не поступило. Последний значительный затор грузовиков на казахстанской границе наблюдался в июне текущего года, однако тогда ситуация разрешилась в течение 3-4 дней без существенного ущерба для бизнеса. Масштабы убытков от текущих многодневных пробок еще только предстоит оценить.