
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ предлагает ввести обязательное совместное использование вышек связи в малонаселенных пунктах (до тысячи жителей), где не представлены все провайдеры. По мнению ведомства, такой шаг улучшит зону покрытия и сделает телекоммуникационные услуги более доступными. Однако экспертное сообщество скептически относится к данной инициативе.

Согласно сообщению газеты «Ведомости», Минцифры инициировало законопроект, предусматривающий обязательное совместное использование телекоммуникационных вышек операторами вдоль автомобильных дорог. Эти поправки будут рассмотрены Государственной Думой во втором чтении уже в осеннюю сессию. В частности, они касаются малонаселенных пунктов (до 1000 жителей), где не все операторы связи имеют свое оборудование.
Ведомство подчеркивает, что подобное решение позволит провайдерам расширить охват и повысить доступность услуг связи без дополнительных финансовых вложений. Стоит отметить, что практика совместного использования базовых станций существует с 2014 года на добровольной основе, и некоторые операторы уже применяли ее.
Генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи
«Подключение нескольких операторов к одной базовой станции требует изменения ее конфигурации и, вероятно, установки дополнительного оборудования. Чтобы Минцифры успешно реализовывало свои программы, ведомству следовало бы участвовать в финансировании хотя бы на условиях софинансирования. Попытки навязать такие решения, не учитывая реальные затраты каждого оператора в консолидированном бюджете, на мой взгляд, крайне неэффективны и экономически нецелесообразны. Правильнее было бы придерживаться рыночных принципов: за желаемые результаты нужно платить. Отрадно, что теперь разрешено прокладывать коммуникации вдоль железных дорог, но стране необходима не частичная мера, а всеобъемлющая стратегия развития связи. Концепция 1995 года устарела, и без новой, актуальной концепции невозможно строить убедительные перспективные планы, в том числе до 2035 года, которые пока выглядят неубедительно, опираясь на устаревшие подходы.»
В случае одобрения законопроекта, перечень дорог и населенных пунктов, где будет действовать это новое правило, будет определен специальным приказом Минцифры. Тем не менее, аналитики сомневаются, что это приведет к значительному росту числа совместно используемых базовых станций.
Ведущий аналитик Mobile Research Group
«Предлагаемое решение не устраняет главную проблему, которая заключается не столько в самих операторах, сколько в экономической целесообразности и возможности обеспечения инфраструктуры для этих станций – электроснабжение, выделение земельных участков и так далее. Это комплекс нерешенных вопросов, накопившихся за многие годы. Более того, эксплуатация таких станций обходится очень дорого, часто делая их установку экономически неоправданной. Предложенный государством подход не является оптимальным для текущих условий и наших операторов. Вместо совместного использования вышек, более логичным было бы внедрение роуминга на федеральных трассах, аналогично тому, как включается национальный роуминг в чрезвычайных ситуациях. Разделение инфраструктуры, когда один оператор строит, а другие рассчитывают на его готовую станцию, ведет к стагнации, поскольку государство не управляет этим процессом. Поэтому я считаю, что необходимо сохранить экономический стимул, чтобы операторы самостоятельно развивали свою сеть. К тому же, с конца прошлого года цены на связь перестали быть регулируемыми и растут выше инфляции, что свидетельствует о появлении у операторов первых свободных средств. Хотя кризис еще не полностью преодолен, есть надежда, что в ближайшие полтора-два года операторы активизируют строительство, чего не наблюдалось в последние несколько лет.»
Инициатива о принудительном совместном использовании телекоммуникационных станций была одобрена в первом чтении еще в июне 2023 года.
Еще в 2022 году, когда эти поправки только были внесены в Госдуму, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выражал негативное отношение, предупреждая о возможном негативном влиянии на конкуренцию и снижении мотивации операторов к развитию собственной инфраструктуры.