Минобрнауки разрешит школьникам-иностранцам пересдавать тест по русскому языку

Общественный новости » Минобрнауки разрешит школьникам-иностранцам пересдавать тест по русскому языку
Preview Минобрнауки разрешит школьникам-иностранцам пересдавать тест по русскому языку

Без знания русского языка иностранным школьникам невозможно поступить в учебные заведения. Однако эксперты предупреждают, что без специализированных языковых курсов и адаптационных программ, одной лишь меры по пересдаче будет недостаточно. По их мнению, большинство детей мигрантов просто не успеют освоить язык на требуемом уровне за предоставленные три месяца.

Дети-мигранты в школе
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Детям мигрантов будет предоставлена возможность повторно сдать тест по русскому языку, что подтвердил первый заместитель министра просвещения Александр Бугаев. Ранее Рособрнадзор сообщил, что почти 90% иностранных детей не смогли пройти языковое тестирование и, как следствие, не могли быть зачислены в российские школы. Из тех, кто успешно сдал тест (около 3 тысяч человек), лишь половина получила места в школах.

С текущего года для зачисления в российские школы всем детям иностранных граждан необходимо сдавать тест на знание русского языка. По данным на начало января, на учёте МВД числилось 784 тысячи несовершеннолетних иностранцев. При этом документы на обучение подали менее 24 тысяч, а полный комплект документов был лишь у трети из них. До тестирования дошли менее 6 тысяч детей, и половина из них провалила экзамен.

Тесты разрабатываются индивидуально для каждого уровня обучения. Для успешного зачисления требуется набрать 90% правильных ответов. Однако, как отмечает директор благотворительного фонда «ПСП» — ресурсного центра по миграции Борис Панич, это требование чрезмерно завышено и оказывается трудновыполнимым даже для носителей языка.

Борис Панич, директор благотворительного фонда «ПСП» — ресурсного центра по миграции: «Мы активно общаемся с преподавателями, и их общее мнение таково: если подготовка к поступлению в первый или второй класс ещё возможна, хоть и с трудом, то для старших классов это практически нереально. Уровень заданий очень сложный, а критерии отбора крайне жёсткие. Необходимо ответить почти на 100% вопросов правильно, например, для поступления в пятый-шестой классы — на 18 из 20. По сути, это отбор отличников, а не детей, владеющих русским языком на уровне, достаточном для обучения. Известны случаи, когда тест не смогли сдать даже русскоязычные дети из стран СНГ, для которых русский язык является родным. Это указывает на необходимость корректировки уровня требований, если мы хотим, чтобы дети с минимально достаточным уровнем языка могли поступать в школу. Второй важный момент — что происходит с ребёнком, который не прошёл тест. По закону, повторное тестирование возможно через три месяца. Вопрос в том, реально ли подтянуть язык за такой короткий срок. На данный момент инфраструктура для этого ещё не создана. Обсуждается возможность организации курсов, но пока это не реализовано. Создание бесплатных подготовительных курсов на базе школ было бы очень эффективным решением для России».

Тест включает устную и письменную части. В демоверсии для первоклассников требуется назвать предметы на картинках (например, стол, карандаши, рубашка) и подобрать к ним по одному прилагательному. Сотрудники редакции «Бизнес ФМ» столкнулись с трудностями даже с простыми предметами, что ставит под вопрос однозначность правильных ответов. Шестиклассники должны прочитать текст о Ярославе Мудром и пересказать его по заданному плану, а семиклассникам предлагается аналогичное задание по тексту о Ломоносове. Учащимся одиннадцатых классов на устной части предстоит прочитать текст и дать развернутый ответ на вопрос о праздновании Дня Победы в России.

Редакция «Бизнес ФМ» обратилась к московскому педагогу, учителю Валентине, с вопросом о том, ощущается ли уменьшение числа детей мигрантов в школах.

Валентина, педагог московской школы: «Этот отсев очень сильно ощущается. В основном остались те дети, которые были приняты в школу до вступления в силу этого закона. За последние три года в нашей школе в параллелях первых классов из 60-90 детей нет ни одного ребенка-иностранца. Да, наверное, это облегчает жизнь учителям, но, с другой стороны, дети, которые растут здесь, чьи родители работают здесь, — для них это проблема: они же тоже должны получить образование. Я думаю, выход из этого положения, скорее всего, не экзамен, а скорее курсы или даже отдельные классы, где можно было бы изучать русский язык, но с учётом их родного языка».

В Европе, например, во Франции и Германии, также действует обязательное школьное образование для всех детей. Для тех, кто не владеет местным языком, существуют специальные адаптационные школы. После освоения базовых навыков языка, детям рекомендуется переход в обычные районные школы. По мнению доцента Государственного академического университета гуманитарных наук Дениса Фомина-Нилова, вопрос образования детей мигрантов тесно связан с общей миграционной политикой.

Денис Фомин-Нилов, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук: «Необходимо определиться с нашей позицией по отношению к мигрантам. Мы сталкиваемся с острой нехваткой рабочих рук. Если мигранты работают у нас, мы должны понимать, что это способствует общественному благу. Для предотвращения социальных проблем, для социализации детей, чтобы они могли получить образование, а также для формирования положительного образа России, важно, чтобы дети, вернувшись на родину, вспоминали о нашей стране с благодарностью. Вероятно, нам следует пойти по пути создания специальных школ с краткосрочными языковыми курсами на базе уже существующих общеобразовательных учреждений. Это проблема, которая требует решения на федеральном уровне».

Ранее глава СПЧ Валерий Фадеев заявил о том, что «несколько сотен тысяч детей-мигрантов в РФ не учатся», назвав это «недопустимой ситуацией». Он подчеркнул, что Конституции как России, так и Узбекистана, предусматривают обязательное образование для всех детей. Два года назад именно Фадеев предлагал не принимать в школы детей, не владеющих русским языком. Теперь же он призывает обучать школьников русскому ещё в странах их происхождения, до приезда в Россию.

В период с апреля по август документы для зачисления в школы подали около 24 тысяч детей-иностранцев. Из них только 8 тысяч смогли пройти на тестирование из-за проблем с полным комплектом документов у остальных. Эта статистика подчёркивает не только языковой барьер, но и административные препятствия на пути к образованию для детей мигрантов.