
Министерство транспорта РФ официально заявило, что не рассматривает возможность введения системы платного проезда по всем дорогам страны. По словам представителя ведомства Шестакова, озвученная инициатива является лишь частным мнением, высказанным в ходе экспертной дискуссии, и не находит поддержки у министерства.
Ранее на форуме Kazan Digital Week заместитель руководителя управления регионального развития Росавтодора Денис Кирюхин предложил амбициозный план: сделать все российские дороги платными к 2030 году. Согласно его задумке, стоимость проезда для автомобилистов будет рассчитываться исходя из пройденного расстояния.
Кирюхин представил свою концепцию, согласно которой по всей России будет создана единая система контроля. Она будет включать использование камер и универсальных бортовых устройств для каждого транспортного средства. Оплата предполагается в режиме «свободного потока», что позволит избежать установки шлагбаумов и задержек.
Инициатива Кирюхина мотивирована дефицитом средств в дорожных фондах. В настоящее время эти фонды формируются за счет акцизов на топливо, транспортного налога и отчислений от системы «Платон». Однако, как отмечает чиновник (по данным «Бизнес Online»), действующая система не учитывает современные реалии: доходы сокращаются из-за роста популярности электромобилей, гибридных и более экономичных транспортных средств. В то же время значительно увеличиваются расходы на строительные материалы и поддержание дорожной сети.
Учредитель компании «Нексус», участник ассоциации «Автогрузэкс» Тимур Новожилов комментирует инициативу:
Тимур Новожилов,
учредитель компании «Нексус», участник ассоциации «Автогрузэкс»
«Насколько я слышал высказывания чиновников, они там говорят о социальной справедливости, сколько человек пользуется дорогой, столько он должен и платить. Соответственно, если мы говорим о том, что отменяют акциз, отменяют транспортный налог и дороги становятся платными, да, наверное, это будет справедливо. Если же у нас останутся в полном размере все налоги и сборы, которые есть на сегодняшний день, и плюс к этому добавится еще плата за пользование этими дорогами, наверное, это будет избыточно. На данный момент у нас есть несколько вариантов взимания платы. Например, мы на грузовых автомобилях имеем бортовые устройства, с помощью которых мы платим за «Платон», то есть это проезд по федеральным дорогам. При проезде по платным дорогам мы можем оплачивать как по пост-оплате, просто на сайте, также и пополняя баланс за каждый автомобиль, и деньги списываются автоматом оттуда. Что же будет реализовано в этот раз, пока не знаем. Время от времени эти разговоры появляются, слышим уже об этом не в первый раз. Опять-таки мы как бизнес это переживем, подстроимся. А каково будет студентам, пенсионерам, для них это может быть очень накладно».
Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин разделяет эту точку зрения:
Павел Иванкин,
президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры
«Взимание платы по всем дорогам потребует серьезной модернизации законодательной базы за счет того, что мы сегодня имеем различные источники пополнения дорожных фондов. Кроме того, мы должны будем очистить транспортный налог, его нужно будет ликвидировать. Соответственно, нужно будет очистить часть акцизов, которые у нас также идут на эти цели. И надо понимать, что у нас есть такие агломерации, как Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, где качество дорог находится на хорошем уровне. Взимание платы по региональным дорогам может быть воспринято на первом этапе очень негативно за счет того, что качество дорог там сегодня оставляет желать лучшего. С одной стороны, инициатива, наверное, интересная и требует определенной проработки, чтобы понять все минусы и плюсы. Ну и, кроме того, оценить возможность, чтобы мы могли покилометрово с каждой машины снимать тариф, нужно будет обустроить все автомагистрали соответствующим оборудованием. Кроме того, надо будет смотреть, по какой схеме будут распределяться эти денежные средства между различными бюджетами. Ну и в целом, по крайней мере, на сегодняшнем этапе такая инициатива смотрится немного рискованно за счет того, что мы прекрасно понимаем, что повсеместная плата сегодня повлияет или не повлияет на свободу передвижения граждан. С одной стороны, мы строим дороги для того, чтобы повышать мобильность населения. И вот переход на систему полного, скажем, взимания с каждой машины покилометрового тарифа не окажет ли негативного влияния на реализацию этих возможностей?»
Денис Кирюхин подчеркнул, что предложенная схема финансирования дорожных фондов пока находится на стадии активного обсуждения. Тем не менее, его инициатива уже получила поддержку от Сергея Еремина, бывшего мэра Красноярска и нынешнего депутата Госдумы, который заметил, что «в нашем обществе не хватает зрелости для полноценного обсуждения этой темы».
