
На фоне объявлений о повышении зарплат педагогам в Новосибирске и Краснодарском крае, а также отчётов Мурманской области о значительном росте доходов учителей за последние шесть лет, назрел вопрос о реальной стоимости труда в региональных школах в сравнении со столичными. Московские власти анонсировали существенное увеличение вознаграждения для учителей, начиная с нового учебного года.
Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что уровень зарплат столичных педагогов уже превышает целевые показатели, установленные президентом страны. Руководитель Департамента образования и науки Москвы Ирина Каклюгина уточнила, что средний рост зарплат с 1 сентября составит 24%. Ранее, в январе, мэр упоминал средний доход учителя в Москве на уровне 140-160 тысяч рублей, а в 2023 году правительство озвучивало цифру в 144 тысячи рублей. Доход московского учителя в обычной средней школе формируется из нескольких составляющих: базового оклада, а также городских и школьных надбавок за классное руководство, почётные звания, проведение кружков и многие другие виды деятельности.
В целом, озвученная мэром сумма близка к реальности, но есть определённые тонкости, как поясняет заслуженный учитель истории и обществознания московской школы № 1741 Павел Панкин:
— Существует базовая система и система доплат. Мне, как заслуженному учителю, жаловаться не приходится – школа платит мне за звание. Однако у меня есть такой же прекрасный коллега, но его школа за звание не доплачивает. Это обычная средняя московская школа, не в Подмосковье. Некоторые аспекты оплаты труда оставлены на усмотрение самой школы.
— Сколько вам доплачивают за звание заслуженного учителя?
— 10 или 15 тысяч. Это тоже значительные деньги.
— В 2023 году средняя зарплата учителей начальной и средней школы в Москве составляла 144 тысячи рублей.
— Эта сумма, безусловно, включает классное руководство. Зарплата достойная. Москва — дорогой город. Около шести-семи лет назад, когда учителям существенно прибавили, они почувствовали себя уважаемыми людьми.
На фоне столичных 140 тысяч рублей зарплата в любом другом городе будет выглядеть значительно ниже. В Новосибирске, например, где уже второй раз за год было принято решение о повышении зарплат учителей, средний показатель по городу вдвое ниже — 75 тысяч рублей, несмотря на январское повышение на 16%.
В Мурманской области зарплата учителей считается одной из лучших в стране, достигая около 90 тысяч рублей, но всё же уступает московской. При этом, как видно из региональных новостей, учителя там иногда сетуют на то, что получают наравне с жителями средней полосы России. Однако это не совсем так. К примеру, учителя из Смоленской области внимательно следят за новостями о зарплатах в Москве, рассматривая возможность переезда, о чём рассказала директор Никольской школы Гагаринского района Оксана Шкатова:
— Сколько зарабатывает учитель в вашей школе в этом учебном году?
— В среднем около 53 тысяч, это с классным руководством. За одну ставку. Поскольку у нас сельская школа, предусмотрена надбавка — 25%.
— В городе, где нет сельской надбавки, зарплата ниже?
— Ниже, да. Повышение зарплат в Москве, соответственно, будет способствовать оттоку специалистов из близлежащих областей.
— Из чего складывается зарплата в школе?
— Есть стимулирующий фонд. Это не так много: в пределах от 3 до 5 тысяч рублей. В основном за ставку 18 часов, за классное руководство. Это проверка тетрадей в сельской местности, надбавка 25% за работу в сельской местности, за категорию и за стаж. Если работать на ставку, получается 30-40 часов. У молодых специалистов в Смоленской области есть надбавка, им доплачивают 6 тысяч. Всё равно даже принятые на региональном уровне надбавки не компенсируют разницу с Москвой и Московской областью.
Аналогичный уровень зарплат наблюдается в Оренбуржье. В Краснодаре средний показатель составляет около 67 тысяч рублей. Ситуация с учительскими зарплатами сильно различается от региона к региону, и это зависит не только от экономического благосостояния субъекта, но и от подхода местных властей, подчёркивает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев:
руководитель «Политической экспертной группы»
«Возможности регионов неодинаковы. У нас есть регионы-доноры, есть регионы-реципиенты. Есть такие регионы, как Татарстан. В Татарстане очень серьёзно подходят к вопросам народного образования, там и зарплаты высокие, и жилищные вопросы учителей решаются. Существуют как объективные обстоятельства, так и субъективный фактор. Для кого-то из глав регионов образование — это приоритет. Кто-то, может быть, считает иначе. У кого-то есть на это ресурсы, у кого-то ресурсов на это нет. Есть другие богатые регионы: Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий. Я думаю, что это правильно, когда все учителя получают надбавки».
При этом в России в настоящее время наблюдается дефицит желающих поступать на бюджетные места в педагогические учебные заведения. Это является прямым следствием низких зарплат, из-за чего многие регионы не могут эффективно конкурировать за квалифицированных учителей. Часто выпускники вузов и колледжей, получившие педагогическое образование, стремятся переехать для работы в Москву или другие более экономически благополучные регионы.