
Ожидается существенная индексация минимальной заработной платы
Министерство труда объявило о значительном увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) в следующем году, который достигнет 27 093 рублей. Это представляет собой рост на 20,7% по сравнению с текущим уровнем. Данная мера напрямую затронет около 4,6 миллиона граждан России и соответствует стратегическим социальным задачам, поставленным ранее президентом, таким как сокращение уровня бедности, стимулирование рождаемости и увеличение продолжительности жизни. Однако, помимо социальных аспектов, повышение МРОТ имеет и менее очевидную, но крайне актуальную фискальную функцию, особенно в условиях дефицита бюджета, составляющего 3,7 триллиона рублей.

Исторически МРОТ демонстрировал стабильный рост: если в 2013 году он составлял 5205 рублей, то к 2025 году достиг 22 440 рублей, а к 2030 году планируется довести его до 35 тысяч рублей. Тем не менее, несмотря на эту динамику, реальная покупательная способность МРОТ остается относительно низкой. По оценкам, при сохранении инфляции на уровне около 10% в период с 2025 по 2030 год, сумма в 35 тысяч рублей по покупательной способности будет эквивалентна примерно 20-22 тысячам рублей сегодняшнего дня.
Ежегодное определение МРОТ правительством осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим размер выплат не ниже медианной заработной платы за прошедший год. Минимальная заработная плата служит основой для расчёта различных выплат, включая отпускные, больничные, командировочные, алименты, штрафы, а также влияет на доплаты к пенсиям и пособия по уходу за ребёнком до полутора лет. Таким образом, увеличение МРОТ выгодно в первую очередь наёмным работникам, чьи доходы близки к этому минимальному порогу. Для государства же это не только инструмент социальной поддержки, но и средство для решения важных макроэкономических, прежде всего фискальных, задач.
Валерий Тумин, член Экспертного совета по развитию цифровой экономики при Комитете по экономической политике Госдумы, отмечает, что установленная Минтрудом сумма в 27 093 рубля гармонирует с новыми методами расчёта МРОТ, основанными на медианной зарплате (которая превысила 52 тысячи рублей по итогам 2024 года), и закрепляет принцип “опережающего роста”. Ключевым стимулом является поощрение официальной занятости и легализации доходов, что напрямую влияет на объём налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счёт налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и взносов в фонды обязательного медицинского страхования и Социальный фонд. В рамках этой стратегии государство одновременно достигает социальных, налоговых и бюджетных целей.
Повышение заработной платы в низкодоходном сегменте также оказывает макроэкономический эффект, поддерживая внутренний спрос, что особенно важно в условиях санкционных ограничений на международную торговлю. По мнению Тумина, это не только краткосрочный стимул для экономики, но и значимый шаг к улучшению качества жизни, особенно в небольших городах и сельских регионах, где МРОТ часто фактически определяет уровень заработной платы. Тумин не видит существенных инфляционных рисков от повышения “минималки” для 4,6 миллиона россиян, которые официально получают эту сумму.
Алексей Зубец, директор Центра исследований социальной экономики, считает, что, заявляя о борьбе с трудовой бедностью, государство через повышение МРОТ решает две взаимосвязанные задачи: выводит “серые” зарплаты в легальное поле и увеличивает собираемость налогов. Он указывает на недопустимость ситуации, когда работодатели показывают по кассе, например, 20 тысяч рублей, а ещё 50 тысяч выплачиваются по теневым схемам, особенно при значительном дефиците федерального бюджета. Зубец подчёркивает, что сегодня в России мало кто работает полный восьмичасовой день за зарплату менее 40-50 тысяч рублей в месяц. Если сумма меньше, это часто указывает на частичную занятость, где фактически человек проводит на рабочем месте лишь несколько часов, хотя в документах указан полный день. Он также не ожидает ускорения инфляции от повышения МРОТ на 20,7%, поскольку, по его мнению, это больше касается обеления рынка труда, чем фактического увеличения реальных доходов.
Павел Кудюкин, член Совета Конфедерации труда России, отмечает, что в последние годы инфляция для низкодоходных слоёв населения (с их специфической потребительской корзиной) обгоняла темпы роста МРОТ. Таким образом, индексация до 27 093 рублей является абсолютно логичной мерой социальной поддержки, особенно в текущей сложной экономической ситуации. Однако для предприятий малого бизнеса новый МРОТ может оказаться непосильной ношей из-за ограниченных бюджетов. В результате, работодатели могут искать способы ухода от налогов, например, переводя часть сотрудников в статус самозанятых или индивидуальных предпринимателей и заключая с ними гражданско-правовые договоры (ГПХ), в которых МРОТ не учитывается.