Национальная полка в магазинах: выбор между патриотизмом и экономией

Общественный новости » Национальная полка в магазинах: выбор между патриотизмом и экономией
Preview Национальная полка в магазинах: выбор между патриотизмом и экономией

В российских магазинах планируется выделить специальные зоны для товаров отечественного производства.

Специальные стеллажи с отечественными товарами
Фото: freepik.com

В крупных розничных сетях могут появиться специальные секции под названием «Национальные товары». Соответствующий законопроект, разработанный депутатом Госдумы Татьяной Буцкой, уже получил одобрение от Минпромторга и Минэкономразвития. Инициатива касается только промышленных товаров, произведенных в странах Евразийского экономического союза. Планируется, что новый закон начнет действовать с 1 марта 2026 года.

Стоит напомнить, что ранее производители и поставщики уже высказывались против идеи «Российской полки» для продуктов питания. Представители Межотраслевого экспертного совета и ряда отраслевых объединений считали, что такой подход ущемляет интересы зарубежных компаний, имеющих производство в России. Они предлагали использовать рыночные инструменты поддержки отечественных производителей, такие как инвестиционные и налоговые льготы, а также субсидии на исследования и разработки.

Теперь идея «Российской полки» трансформируется в концепцию «Национальных товаров», ориентированную на промышленную продукцию. Исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков положительно оценил эту инициативу. По его мнению, российским производителям промышленных товаров, особенно тем, у кого нет больших бюджетов на продвижение, зачастую сложно попасть на полки крупных торговых сетей. Выделение специальных мест поможет им занять достойное место.

Без сомнения, авторы законопроекта руководствуются благими намерениями, стремясь помочь российскому потребителю легче найти отечественные промышленные товары.

Однако всем известно, куда может привести дорога, вымощенная исключительно благими намерениями…

Крупные участники потребительского рынка, в частности Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), не выражают энтузиазма по поводу нового варианта «Российской полки» для промышленных товаров. Они считают, что такая мера даст лишь кратковременный эффект. В конечном итоге, покупатель все равно будет выбирать товар не по стране производства, а по оптимальному соотношению цены и качества.

Кроме того, новые требования к маркировке товаров неизбежно повлекут дополнительные расходы для производителей, что, в свою очередь, приведет к росту цен. В таком случае может понадобиться новый закон для защиты отечественной продукции уже от ценовой конкуренции.

Таким образом, получается, что российский производитель до сих пор, даже в условиях санкций и сокращения импорта, нуждается в защите от конкуренции со стороны крупных зарубежных брендов. Похоже, нет ни одной отечественной отрасли, которую государство не пыталось бы оградить от равных рыночных условий с иностранными производителями.

Итак, очередная попытка — полка «Национальные товары». Что это даст обычным потребителям, если законопроект будет принят? Мы попросили прокомментировать эту инициативу сопредседателя «Союза потребителей РФ» Петра Шелища.

Почему инициатива «Российской полки» для продуктов питания не получила развития?

– По данным самих федеральных торговых сетей, сегодня они продают более 90% продуктов питания российского производства. Не могу гарантировать абсолютную точность этих цифр, но они выглядят вполне реальными, и покупатели сами это видят по ассортименту. Что касается изначальной «Российской полки», то этот проект встретил значительное сопротивление как со стороны ретейлеров, так и аграриев — производителей продовольствия. Этот рынок очень консолидирован и выступает единым фронтом, что отличается от ситуации с производителями промышленных товаров.

У нас есть качественная отечественная продукция, которой действительно тяжело пробиться в крупные сети. И таким производителям нужна поддержка.

Какие российские промышленные товары сегодня конкурентоспособны?

– Например, бытовая химия. Заметно улучшилось качество продукции фабрик легкой промышленности — одежды и обуви. Мы выпускаем хорошие холодильники, стиральные машины… У меня самого дома почти вся крупная бытовая техника российского производства и работает без нареканий. Конечно, мы пока отстаем в электронике и некоторых других сферах. Но учитывая текущие экономические условия и санкции, это достойный результат. Однако это не повод запрещать или как-то усложнять импорт.

Не кажется ли вам, что подобные инициативы, как «Российская полка» и «Национальные товары», наоборот, мешают здоровой конкуренции с зарубежными брендами?

– На мой взгляд, ничего навязывать российским потребителям не следует. Нужно продавать то, что пользуется спросом, а не то, что считается патриотичным. Патриотизм производителя должен проявляться в выпуске качественных товаров — тогда их будут с удовольствием покупать. Не стоит ставить нас перед таким выбором. Мы все патриоты, но не за счет содержимого своего кошелька или качества еды. Повторюсь: своего производителя поддерживать нужно, это делают во всем мире. Но эта поддержка не должна быть бесконечной.

Автор: Владимир Чуприн

Теги: Минэкономразвития, Министерство промышленности и торговли РФ, Россия