Названы причины, по которым россияне отвернулись от автокредитов: выдачи упали в два раза

Общественный новости » Названы причины, по которым россияне отвернулись от автокредитов: выдачи упали в два раза
Preview Названы причины, по которым россияне отвернулись от автокредитов: выдачи упали в два раза

Автокредиты в России почти вдвое просели за полгода

В первом полугодии текущего года российский рынок автокредитования продемонстрировал значительный спад: объем выданных кредитов сократился почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, достигнув 570 млрд рублей. Параллельно на складах дилеров скопилось рекордное количество нереализованных автомобилей — до 700 тысяч единиц, что вдвое превышает прошлогодние показатели. Низкий спрос сохраняется, несмотря на государственные программы поддержки, а усугубляют ситуацию дефицит автокомпонентов и рост стоимости страхования, запчастей и обслуживания транспортных средств.

Автокредиты в России почти вдвое просели за полгода
Фото: Наталья Мущинкина

Олег Лагуткин, генеральный директор «Скоринг бюро», сообщил, что в первой половине 2025 года было выдано приблизительно 455 тысяч автокредитов на сумму 570 млрд рублей, в то время как за тот же период прошлого года эта цифра составляла более 800 тысяч кредитов на 1,2 трлн рублей. Он связал такую динамику с продолжающимися изменениями в автомобильной отрасли, недостаточным потребительским спросом и ограниченным эффектом от снижения процентных ставок.

С начала года средняя процентная ставка по кредитам на новые автомобили снизилась на 7 процентных пунктов, достигнув 13,6% годовых к июню — это самый низкий показатель с 2023 года. Для автомобилей с пробегом ставка составила 28,2%, уменьшившись на 0,5 п.п. Несмотря на это, автодилеры сталкиваются с проблемой переполненных складов, сравнимой с уровнем 2008 года. Отмечается также рост просроченной задолженности по автокредитам: 32 тысячи заемщиков просрочили платежи на 90 и более дней, что является рекордом за последние два года.

Никита Масленников, ведущий эксперт Центра политических технологий, отметил, что заметное снижение активности в автокредитовании началось в первом квартале 2025 года, когда в среднем выдавалось около 65 тысяч кредитов в месяц. К июню этот показатель вырос до почти 90 тысяч. Эксперт напомнил, что в августе-сентябре 2024 года наблюдался ажиотажный спрос на автокредиты, связанный с ожиданием повышения утильсбора на 70-85% с 1 октября. Это событие стало ключевым, изменив баланс спроса и предложения на рынке. В результате, многие россияне отложили покупку автомобилей в 2025 году, предпочтя размещать средства на депозитах под высокие проценты в ожидании снижения цен.

Кроме того, в сегменте китайских автомобилей наблюдается нехватка комплектующих, а около трети дилерских компаний столкнулись со снижением прибыли. С начала года закрылось около 200 автодилеров. Тем не менее, в июне 2025 года был отмечен некоторый положительный тренд: количество выданных кредитов увеличилось на 11% по сравнению с маем, а их денежный объем — на 15%. Вероятно, этот рост стимулируется государственными программами льготного кредитования, такими как «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль».

Есть ли перспективы восстановления рынка до уровня первой половины 2024 года?

Эксперты проявляют крайнюю осторожность в своих прогнозах. Восстановление рынка будет зависеть от динамики снижения ключевой ставки, эффективности государственных программ льготного кредитования и инициатив по локализации производства импортных автомобилей. В настоящее время китайские бренды занимают 59% российского рынка новых автомобилей, что не способствует развитию отечественного автопрома. Остается неясным, как будет решаться проблема избытка непроданных машин, исчисляемого сотнями тысяч, и сколько времени потребуется для нормализации ситуации.

Как меняются цены на автомобили?

Цены на автомобили в целом остаются стабильными, а для некоторых марок даже наблюдается снижение. Китайские автомобили не дорожают благодаря относительно сильному рублю, однако это может измениться, если к концу года курс доллара достигнет 87-90 рублей, что приведет к росту цен. Введение повышенного утильсбора изначально вызвало повышение ценового порога, но не имело катастрофических последствий; впоследствии произошло некоторое замедление роста цен и даже их снижение для ряда моделей. Текущая ценовая ситуация на рынке 2025 года отражает общее ухудшение рыночных условий в России, включая сложности с логистикой, международными платежами и колебаниями валютного курса, и значительно отличается от более благоприятной ситуации 2021 года, когда автомобили, в том числе западных марок, были значительно доступнее.

Автор: Игорь Боков
Теги: Россия