
Эксперты рассказали о грядущих испытаниях отечественного добывающего сектора
Поступления в федеральный бюджет России от продажи нефти и газа в первые пять месяцев 2025 года снизились почти на 15% (на 14,4%), демонстрируя падение сырьевых доходов страны даже без явного западного санкционного давления. Основной фактор такого снижения — низкие цены на углеводороды: средняя стоимость барреля в 2025 году колеблется в пределах $65–70, тогда как в 2024 году она превышала $80. Лишь недавно цена приблизилась к $75 из-за нового обострения на Ближнем Востоке. Эксперты предупреждают о возможных новых трудностях, связанных с планами Еврокомиссии снизить потолок цен на российскую нефть, что может повлечь за собой дополнительные потери для бюджета.
Согласно предварительной оценке Министерства финансов, за период с января по май 2025 года Россия получила 4,24 трлн рублей нефтегазовых доходов, что на 14,4% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Тенденция к снижению усилилась в мае, поскольку по итогам января-апреля падение составляло 10,3%. Министерство объясняет эту динамику в первую очередь более низкими ценами на нефть, а также разовым поступлением доплаты по НДПИ в феврале 2024 года.
ФОТО: Roman Naumov/URA.RU/Global Look Press
Снижение доходов от продажи сырья привело к увеличению дефицита федерального бюджета, соответствующие изменения в который уже одобрила Госдума. Эксперты, включая экономиста Андрея Лободу, аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова и ведущего аналитика AMarkets Игоря Расторгуева, поделились своими прогнозами относительно будущих перспектив российского нефтегазового сектора.
Мнения экспертов:
Какие причины вызвали падение нефтегазовых поступлений в бюджет России?
Андрей Лобода: Главные факторы, способствующие уменьшению доходов от углеводородов, — это относительно низкая цена российской нефти и сильный курс рубля. В апреле цена Urals для налогового расчета составила $54,8 за баррель против $75 в прошлом году. В мае эта цена была еще ниже — $52,1. Укрепление рубля дополнительно снижает рублевую стоимость барреля, уменьшая налоговые отчисления добывающих компаний. Рубль укрепился примерно на 10% по сравнению с прошлой весной, а цена Urals упала более чем на 20%. Получается, что сейчас ситуация на нефтяном рынке оказывает более существенное негативное влияние на бюджетные доходы, чем курс рубля.
Насколько значительным может быть общее падение нефтегазовых доходов к концу года и каковы его последствия для бюджета?
Владимир Чернов: По прогнозу Минфина на начало мая, нефтегазовые доходы за весь 2025 год составят 8,32 трлн рублей, что на 24% меньше, чем 10,94 трлн рублей годом ранее. Учитывая вероятность новых западных санкций, снижение может достигнуть 25-35%, увеличив бюджетный дефицит на 1–1,5 трлн рублей (менее 1% ВВП). Прогнозируется рост ненефтегазовых доходов на 10–15% в 2025 году, но этого недостаточно для компенсации потерь. Дефицит будет покрыт, возможно, частично за счет ФНБ, но в основном через выпуск облигаций федерального займа на внутреннем рынке. Важно отметить, что ненефтегазовые доходы за январь-май выросли на 12,3% год к году, составив около 10,5 трлн рублей, что указывает на потенциал роста других источников бюджетных поступлений.
Как может сказаться на доходах бюджета возможное снижение Евросоюзом потолка цен на российскую нефть с $60 до $45?
Владимир Чернов: Анализ показывает, что падение мировой цены нефти всего на $1 за баррель приводит к сокращению нефтегазовых поступлений примерно на 100 млрд рублей в год. Если потолок цен будет снижен с $60 до $45, потенциальные потери бюджета могут составить до 1,5 трлн рублей в год, при условии сохранения объемов экспорта. Однако, поскольку к моменту возможного введения новых ограничений (в рамках 18-го пакета санкций) пройдет уже полгода, фактические потери во второй половине 2025 года могут быть в районе 700-800 млрд рублей. Также следует помнить, что некоторые страны продолжают закупать российскую нефть по ценам выше установленного Еврокомиссией потолка.
Игорь Расторгуев: Снижение потолка цен до $45 скорее окажет косвенное, а не прямое воздействие. Основными покупателями российской нефти являются Индия и Китай, а не Европа. Они и так приобретают сырье со значительным дисконтом. Возможно, они запросят еще больший дисконт, что, учитывая растущие логистические расходы, приведет к снижению доходов для российских компаний и бюджета. Наибольшие потери от этого решения может понести Греция. После того как цены упали ниже $60, греческие компании возобновили официальный фрахт российской нефти в Азию, получая значительные доходы и налоги. Официальный фрахт выгоден и России из-за его более низкой стоимости и меньших рисков по сравнению с “теневыми” схемами. Снижение потолка быстро остановит эту деятельность.
Что могло бы способствовать увеличению нефтегазовых поступлений в российский бюджет?
Владимир Чернов: Для увеличения доходов необходим устойчивый рост мировых цен на нефть, желательно выше $70 за баррель. Это зависит от решений ОПЕК+ по квотам, геополитической ситуации и мирового спроса. Снижение дисконта между российской нефтью Urals и эталонным сортом Brent также могло бы помочь, что возможно за счет оптимизации логистики и новых соглашений с основными покупателями — Китаем и Индией. Ослабление курса рубля также положительно сказалось бы на рублевых нефтегазовых доходах. Хотя теоретически возможно усиление налоговой нагрузки на отрасль, в текущей ситуации она уже достаточно высока, поэтому в 2025 году дополнительного повышения налогов для нефтегазового сектора, скорее всего, не будет.