Китайские машины вгоняют немецкий автопром в кризис
На Международном автосалоне в Мюнхене традиционно демонстрируются роскошные новинки от немецких автогигантов, таких как BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen и Audi. Однако, по данным немецкой газеты Süddeutsche Zeitung, за этим блеском скрывается суровая реальность: немецкий автопром переживает глубокий кризис из-за натиска китайских конкурентов, и у властей пока нет действенного плана по его спасению.

Статистика автосалона бьет тревогу: впервые с 2021 года количество иностранных экспонентов, преимущественно из Китая, превзошло число немецких. Из 748 участников 116 компаний приехали из КНР, почти половина из которых дебютирует на выставке. Это указывает на «судьбоносные дни» для немецких автопроизводителей, чью обеспокоенность разделяют политики высшего звена, включая канцлера Фридриха Мерца, ключевых министров и премьер-министров Баварии и Баден-Вюртемберга, присутствующих на открытии.
Присутствие высокопоставленных чиновников на автосалоне лишь подчеркивает серьезность ситуации. Прибыли немецких автоконцернов резко падают, а их положение оценивается как критическое. Причины многообразны, включая торговые конфликты и агрессивную экономическую стратегию Китая. Однако ключевая проблема — это запоздалая реакция немецких компаний на развитие рынка электромобилей, что позволило конкурентам вырваться вперед. Доля немецких автопроизводителей на глобальных рынках Европы, США и Китая опустилась ниже 20%. По данным консультантов KPMG, 69% немецких автоконцернов предвидят кардинальные изменения в своих бизнес-моделях в ближайшие три года.
Этот кризис угрожает не только индустрии, но и всей экономике Германии, ставя под угрозу более 750 тысяч рабочих мест. За год уже сокращено 51 500 вакансий, или почти 7% от общего числа занятых в отрасли. Несмотря на то что новые электромобили немецких марок, таких как BMW iX3 и Mercedes GLC, технически конкурентоспособны, коммерческий успех не гарантирован. Доходность от электрокаров ниже, чем от традиционных ДВС. Тем временем на китайском рынке развернулась жесткая ценовая конкуренция, и китайские производители, укрепившись у себя дома, активно осваивают европейский рынок.
Китайские бренды, такие как BYD, Xpeng, Leapmotor и Changan, представляют на IAA не просто машины, а совершенно иной подход. Они позиционируют себя как технологические лидеры, способные интегрировать колеса к своим инновационным разработкам. Например, BYD является крупным производителем аккумуляторов, а Xpeng занимается созданием летающих такси и роботов. Их уверенность заметно контрастирует с неуверенностью немецких автоконцернов.
Вместо того чтобы сосредоточиться на инновациях, немецкий автопром и поддерживающие его политики склоняются к сохранению устаревших технологий. Руководители концернов, включая Олу Каллениуса из Mercedes, и политики, такие как премьер Баварии Маркус Зедер, активно лоббируют отмену или пересмотр запланированного в ЕС запрета на продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) с 2035 года. Они утверждают, что доходы от ДВС необходимы для финансирования дорогостоящего перехода к электромобилям, поскольку спрос на последние за пределами Китая замедляется. Зедер, в частности, настаивает на сохранении ДВС, продвигая синтетическое топливо (E-Fuels) и критикуя климатические цели ЕС как «нереалистичные».
Эксперты предупреждают, что такая приверженность прошлому лишь углубляет кризис. Откладывая радикальные изменения, немецкие производители замедляют полномасштабный и болезненный переход на новые технологии. Нерешительность отрасли, в свою очередь, сдерживает потребителей от покупки электромобилей, создавая замкнутый круг. Мюнхенский автосалон ярко показал эту дилемму: за фасадом былого величия скрывается отчаянная борьба за выживание, где традиционным лидерам все труднее противостоять голодным и гибким новичкам. Будущее одной из ведущих отраслей Германии остается весьма неопределенным.
