
По данным СМИ, один из ведущих кикшеринг-сервисов выявил десятки тысяч поездок несовершеннолетних на электросамокатах, но предпочел не блокировать их учетные записи. Сами операторы рынка отрицают подобные обвинения, а власти Москвы, в свою очередь, ранее отчитались о значительном снижении числа происшествий с участием подростков.

Газета «Коммерсантъ» выступила с резкой критикой в адрес кикшеринг-сервисов, обвиняя их фактически в намеренном попустительстве использованию электросамокатов подростками. Издание ссылается на внутренние данные некоего крупного оператора, который якобы зафиксировал свыше 50 тысяч поездок, совершенных несовершеннолетними. При этом, по информации «Коммерсанта», блокировка учетных записей не производилась. Источник газеты объясняет это стремлением к получению прибыли и сложностью верификации нарушений.
В статье также приводятся высказывания представителей власти, усиливающие обвинения. Так, петербургское МВД сообщило, что большинство смертельных ДТП с участием самокатов произошло с несовершеннолетними. Власти Благовещенска, где недавно был введен запрет на кикшеринг, заявили, что до 70% всех пользователей электросамокатов в городе составляли подростки.
На это возражает представитель пресс-службы «МТС Юрент» Юлия Лебедева:
«Мы не можем подтвердить данные статьи, поскольку нам неясен источник. Более того, мы ответственно заявляем, что мы выявляем и блокируем аккаунты несовершеннолетних в нашем приложении, и, насколько нам известно, так поступают все операторы «большой тройки». Для этого у нас есть несколько инструментов. В Москве это Mos ID, то есть пользоваться самокатами в столице могут только те, кто подтвердит свой аккаунт на портале mos.ru. Второй инструмент — это «МТС ID». При входе в приложение с его помощью «Юрент» получает данные о возрасте владельца аккаунта, и, если ему младше 18 лет, аккаунт также блокируется. Несовершеннолетние нарушители часто пользуются аккаунтами родителей или старших товарищей. В этом случае мы можем выявить их, например, во время совместных рейдов с ГАИ или с помощью информации от неравнодушных граждан через наш бот. Когда мы имеем возможность на сто процентов установить возраст райдера, мы, естественно, сразу же его блокируем».
Однако некоторые утверждения «Коммерсанта» расходятся с официальной статистикой. Так, согласно отчету Научного центра безопасности дорожного движения МВД за 2023 год, лишь треть ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) пришлась на подростков, и только 16% пострадавших в таких инцидентах были несовершеннолетними. Эти цифры трудно сопоставить с данными из Благовещенска. Более того, Московский Департамент транспорта в середине июля сообщил о 60%-ном сокращении числа ДТП с СИМ в столице за текущий год, а количество аварий с участием пострадавших подростков уменьшилось вдвое.
Достаточно ли усилий предпринимают власти и операторы для решения проблемы? Своим мнением делится Дмитрий Попов, эксперт рабочей группы при правительстве по законодательству в сфере безопасности дорожного движения:
«Например, в Санкт-Петербурге комитет по транспорту разработал видеоаналитический модуль. Это программный продукт, который позволяет прогонять через него видео с городских камер наблюдения, который выявляет пользователей, которые едут по двое, и пользователей, которые не спешиваются на пешеходных переходах. Я думаю, что после этого эффективность работы станет гораздо выше. Остается подумать над тем, как нам штрафовать, потому что штраф, который в законодательстве установлен по статье 12.29 КоАП, микроскопичен — 800 рублей. Это не очень серьезная история. В Москве количество таких нарушителей сократилось, потому что в Москве уже прошли опыт аутентификации через mos.ru. Там эта система хромает, но как минимум она требует этой аутентификации. В Питере этот модуль только разрабатывается. Как только эта аутентификация будет проходить, сразу же мы получим снижение».
Согласно Правилам дорожного движения, дети до семи лет могут использовать СИМ только в сопровождении взрослых, до 14 лет — исключительно по тротуарам. Лица старше 14 лет могут ездить на СИМ, в том числе по дорогам со скоростным ограничением до 60 км/ч, если отсутствует тротуар. При этом требования к возрасту арендаторов кикшеринговых самокатов варьируются: в Москве регистрация через Mos ID требует 18 лет, большинство сервисов в других регионах также добровольно установили возрастное ограничение в 18 лет. Однако Whoosh разрешает аренду с 16 лет, но с ограничением скорости.
Намерение сервисов бороться с нарушениями подтверждается значительными штрафами. Например, «Яндекс Go» взимает 3 тысячи рублей за поездку двух взрослых на одном самокате, но штраф за поездку с несовершеннолетним или передачу управления подростку составляет уже 100 тысяч рублей. Это, к слову, ставит под сомнение утверждения о намеренном сокрытии операторами нарушений со стороны несовершеннолетних: зачем компаниям рисковать, получая небольшую выгоду с аренды от подростков, если они могут наложить многократно больший штраф на владельца аккаунта?