Оценки за поведение хотят сделать обязательными во всех школах

Общественный новости » Оценки за поведение хотят сделать обязательными во всех школах
Preview Оценки за поведение хотят сделать обязательными во всех школах

В шести регионах начинается пилотный проект по введению обязательных оценок за поведение. Классный руководитель будет ставить отметку, принимая во внимание мнения других учителей и администрации школы. В случае успеха проекта, такая система может быть внедрена по всей стране к 2026 году. Однако некоторые педагоги выражают сомнения в ее действенности.

Изображение по теме школьного образования

С 1 сентября в школах шести российских регионов стартует пилотный проект по выставлению отметок за поведение для учащихся 1–8 классов. В нем примут участие 84 образовательных учреждения. Если эксперимент окажется удачным, система может быть распространена на всю страну с начала 2026 года.

Отметку за поведение будет ставить классный руководитель, основываясь на мнениях других учителей и руководства школы. По заявлению Минпросвещения, цель оценки — повысить сознательную дисциплину обучающихся. Основным критерием станет выполнение учеником своих обязанностей. Однако, как отмечается, для регулирования поведения уже существуют школьные правила, устав и внутренняя система учета нарушений.

По мнению учителя московской школы Валентины, в Москве уже есть электронная система поддержки через mos.ru. Необходимость лично оценивать каждого ученика, консультируясь с коллегами, создаст дополнительную нагрузку для учителей.

По ее словам, в Московской электронной школе уже есть функция «Помощь классного руководителя», привязанная к каждому ученику, куда можно внести информацию о проблеме с учетом мнений коллег. Эта информация, по идее, поступает в органы по работе с несовершеннолетними. Валентина считает, что такая система может быть эффективнее, чем просто выставление оценок. Она опасается, что постоянное общение с учителями-предметниками для сбора мнений станет большой нагрузкой, особенно в средней школе, где педагоги часто работают в разных зданиях. Также неясно, как именно будет происходить координация и выставление оценок. Учитель предполагает, что система оценки поведения может стать скорее инструментом запугивания и не будет эффективной, особенно для младших школьников. Возникают вопросы о влиянии низкой оценки за поведение при отличной успеваемости по предметам, а также об учете индивидуальных особенностей детей.

Идея вернуть оценки за поведение обсуждалась на заседании СПЧ с Владимиром Путиным в конце 2024 года. Президент тогда высказал мнение, что такие отметки должны иметь значение, например, учитываться при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения. Однако возникают сомнения, что это станет достаточной мотивацией для всех учеников, поскольку проблемы с дисциплиной могут быть и у успешных в учебе школьников. Своим мнением делится доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Денис Фомин-Нилов:

Денис Фомин-Нилов считает, что хотя экспериментировать можно, прошлый опыт (в СССР оценки за поведение были в дневниках) показывает, что это вряд ли значительно улучшит воспитательную работу. По его личному опыту, такая оценка могла расстроить, но не имела критического влияния, даже в 80-е годы отличники могли иметь проблемы с поведением, например, нарушая дисциплину на переменах. Он подчеркивает, что любые формальные системы и стандарты — это лишь инструменты. Главное же — это сам учитель, его авторитет, доверие учеников и содержание его работы в классе. Качество образования, по его мнению, зависит от личности педагога, его знаний и умения подавать материал. Необходимо уделять больше внимания повышению квалификации учителей, их мотивации к саморазвитию, улучшению условий труда, повышению авторитета профессии и, конечно, оплате труда.

Унифицированная шкала для оценивания поведения пока не принята. Участвующим в пилотном проекте школам предложили выбрать одну из трех систем: зачет/незачет, трехбалльную или пятибалльную шкалу. Опыт этих школ будет использован для выбора наиболее эффективного подхода в будущем.

Критерии для выставления отметок были разработаны с учетом предложений педагогов и родителей. Они включают такие аспекты, как дисциплина, соблюдение правил общения, активность в школьной жизни и правомерное поведение.