Ограничения для мигрантов в такси Петербурга: Минимальный эффект на рынок?

Общественный новости » Ограничения для мигрантов в такси Петербурга: Минимальный эффект на рынок?
Preview Ограничения для мигрантов в такси Петербурга: Минимальный эффект на рынок?

Эксперты считают, что резонансное, на первый взгляд, постановление губернатора Петербурга об ограничениях в работе такси для мигрантов на деле затронет очень небольшое число водителей. Оно не распространяется на граждан стран ЕАЭС, будет действовать лишь до конца года, начиная с ноября, и касается только мигрантов, работающих по патентам.

Изображение такси на улице Петербурга
Фото: Алексей Смышляев/Фотобанк Лори

Участники петербургского такси-рынка сомневаются в эффективности нового постановления губернатора, ограничивающего работу такси для мигрантов. По их мнению, несмотря на громкие заголовки, изменения на местном рынке будут незначительными. Этому способствуют как специфические нюансы самого постановления, так и особенности такси-индустрии Санкт-Петербурга.

Согласно указу Смольного, иностранцам будет запрещено водить такси. Однако, во-первых, указ вступит в силу лишь через три месяца, давая таксопаркам время для завершения текущих контрактов. Во-вторых, запрет затрагивает только мигрантов, работающих по патентам. В-третьих, постановление действует лишь до конца года, после чего будет принято решение о его продлении. Дмитрий Попов, эксперт рабочей группы при правительстве по законодательству в сфере безопасности дорожного движения, отмечает, что это еще «гуманная» версия предложенного проекта:

«Рассматривалась более жесткая версия этого нормативного акта: вместе с таксистами еще и должны были велокурьеры попасть. В самом деле, у нас в таксомоторном транспорте небольшое количество, может быть, и есть людей, которые не являются гражданами РФ. Все остальные либо находятся в процессе натурализации, либо они уже граждане России. Какого-то, как мне кажется, решающего действия эта история не окажет в том смысле, что рынок не сильно поменяет свои позиции по отношению к стоимости, не будет исхода большого количества людей из этой работы. Поэтому тут больше вопросов возникает не к тому, сколько мигрантов оказались за рулем таксомоторного транспорта, а к тому, как они оказались за рулем таксомоторного транспорта с национальным водительским удостоверением, если они по-русски не понимают ни слова».

Дмитрий Попов
эксперт рабочей группы при правительстве по законодательству в сфере безопасности дорожного движения

Таким образом, запрет, введенный губернатором Бегловым, не коснется мигрантов из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии, поскольку им не требуются патенты для работы в России. Ограничение распространяется на граждан других государств, таких как Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Молдавия и др. Впрочем, как напоминает Станислав Швагерус, руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси, в отношении этих категорий мигрантов без российских водительских прав и так уже действовал аналогичный запрет:

«У нас менее 1% мигрантов работает в легковом такси. Вся основная масса мигрантов трудится на стройках и в сфере обслуживания. В этом, кстати, заключается и неэффективность подобных запретов: абсолютно не коррелирует с системой допуска в легковом такси. То есть, попросту говоря, эти патенты не нужны в легковом такси, никто их не проверяет, никто их не спрашивает. Сама система регулирования фактически работает только в Москве, но речь идет о Санкт-Петербурге, тем не менее там нету такой системы, как КИС «АРТ» в Москве, цифровой профиль водителя легкового такси, и, соответственно, отслеживать каждого водителя это невозможно. Правильно отметили то, что на Евразийское пространство не распространяется данный запрет, а остальным мигрантам по действующему законодательству и так запрещено работать в такси, те, которые не входят в ЕАЭС».

Станислав Швагерус
руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси

Губернатор Беглов заявил, что указ направлен на улучшение качества и безопасности такси, а также на создание новых рабочих мест для граждан России. Однако Юрий Вейков, председатель некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Санкт-Петербурга, выражает сильные сомнения в этом, предполагая, что запрет может привести к обратному эффекту:

«Самый главный вопрос: как будет организована система контроля? Не думаю, что те иностранцы, которые не смогут работать исходя из введения нового нормативно-правового акта, уйдут с рынка такси. У нас, скорее всего, опять будет увеличиваться сектор нелегального рынка. Иностранцы подключаются к работе в такси через различные посреднические фирмы, так называемые «подключашки», и количество таких вот посреднических организаций будет только увеличиваться. А те иностранцы, которые не уйдут из такси, но официально работать не смогут, будут аккумулировать денежные средства для оплаты услуг посредников. Следовательно, работать они будут больше, получать меньше. Естественно, это приведет к ухудшению безопасности — отдыхать они будут меньше».

Юрий Вейков
председатель некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Санкт-Петербурга

Учитывая период подготовки, ограничение, введенное Смольным для мигрантов в такси, будет действовать всего два месяца, с возможностью отмены всех изменений при необходимости. Эксперты, опрошенные Бизнес ФМ, полагают, что поскольку запрет затронет лишь считанные единицы водителей, его продление не вызовет проблем.