
Власти вновь обсуждают перенос платежей регионов на неработающих
В 2026 году планируется, что тариф, по которому регионы будут оплачивать взносы в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) за неработающее население, составит приблизительно 15 тысяч рублей на человека. Об этом стало известно из источников в Минздраве. Ранее председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предлагала передать часть этого финансового бремени на самих неработающих граждан, озвучив при этом сумму в 45 тысяч рублей, что втрое больше и соответствует среднему размеру взносов, уплачиваемых работодателями за своих сотрудников. Примечательно, что острота дискуссии о взносах за неработающих граждан, которая возникала почти ежегодно, в последнее время ослабевает. Это связано со значительным сокращением числа тех, кто формально числится безработным, но имеет неофициальный доход, благодаря рекордно низкому уровню безработицы и широкому распространению режима самозанятости.

Как сообщили в Минздраве, при формировании бюджета Федерального фонда ОМС на 2026 год учтены платежи, перечисляемые регионами за неработающее население, исходя из расчета 15 тысяч рублей на человека. Общая сумма таких платежей в следующем году достигнет 1,251 триллиона рублей, что на 6% больше, чем в предыдущем периоде. В целом, общий бюджет ФОМС в 2026 году прогнозируется на уровне 4,7 триллиона рублей, при этом расходы составят 4,8 триллиона рублей.
Предложение главы Совета Федерации Валентины Матвиенко о переложении уплаты этой части суммы на самих неработающих граждан основывалось на сумме в 45 тысяч рублей. Это различие в цифрах объясняется тарифами: 45 тысяч рублей — это средний размер взносов, которые компании платят за работающих россиян, тогда как тариф за неработающее население, оплачиваемый региональными бюджетами, всегда был существенно ниже.
В категорию неработающих входят как те, кто теоретически мог бы работать, но по различным причинам не делает этого (то есть граждане трудоспособного возраста), так и те, у кого есть объективные основания не работать — это дети и подростки до 18 лет, студенты колледжей и вузов, женщины в отпуске по уходу за ребенком, а также пенсионеры.
Численность неработающего населения в каждом регионе обычно определяется как разница между общим количеством жителей и числом граждан, имеющих официальный трудовой договор.
Идея введения такого сбора с неработающих уже получила поддержку в ряде субъектов РФ. В частности, председатель комитета финансов Санкт-Петербурга Светлана Енилина высказалась в пользу этой инициативы. По ее словам, в 2026 году бюджет города выделит 63 миллиарда рублей на страхование неработающих, из которых 20,5 миллиарда рублей приходятся на трудоспособных, но официально не занятых петербуржцев. Ранее подобные опасения выражал и мэр Москвы Сергей Собянин, отмечая, что столица перечисляет в ФОМС 180 миллиардов рублей за неработающее население.
Тем не менее, за последние годы численность неработающих граждан в России значительно сократилась, что снижает финансовое давление на региональные бюджеты, даже при условии регулярной индексации тарифа взносов в ОМС.
Сокращение числа неработающих граждан обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, с момента начала обсуждений о возможном переносе этих платежей на граждан в середине 2010-х годов уровень безработицы в России снизился в несколько раз и сейчас находится на исторически минимальных показателях, что позволило трудоустроиться многим ранее незанятым. Во-вторых, активно развился институт самозанятости, способствовавший легализации трудовых доходов и снявший с регионов обязанность платить за таких граждан в ФОМС: согласно Бюджетному кодексу, 37% от поступлений налога на профессиональный доход самозанятых направляется в фонд. В некоторых субъектах власти даже целенаправленно стимулировали распространение этой формы занятости, чтобы уменьшить объем своих платежей за медицинское обслуживание. В результате, по данным социального блока правительства, в 2024 году доходы только около 6 миллионов человек оставались «невидимыми» для государственных органов, в то время как десять лет назад в «сером» секторе было занято до 15 миллионов человек.
Однако, текущий исторически низкий уровень безработицы вряд ли сохранится навсегда, особенно с учетом перехода компаний в режим экономии ресурсов и постепенного сокращения персонала вследствие автоматизации производственных процессов. Самозанятость также может утратить свою привлекательность как форма легализации, особенно после завершения пилотного периода в 2028 году. Власти уже рассматривают варианты модификации этого режима, в частности, из-за относительно низких социальных отчислений.