
Обновлено
Регионы России, такие как Крым и Приморье, столкнулись с острой нехваткой автомобильного топлива, особенно бензина АИ-95. Ситуация усугубляется длинными очередями на АЗС в Хабаровском крае, введением талонов для юридических лиц на крымских заправках, а также взлетом цен для частных автовладельцев, где стоимость литра АИ-95 достигает 70 рублей, и даже за эту цену топливо становится дефицитным.

Ситуация с ценами на топливо остаётся напряжённой: на Петербургской бирже стоимость АИ-95 превысила 82 тысячи рублей за тонну, а АИ-92 третий день подряд обновляет ценовые максимумы, достигнув отметки в 72,5 тысячи рублей за тонну. Эти рекордные показатели отражаются на ситуации в регионах, где наблюдается дефицит бензина: на Крымском полуострове отсутствует АИ-95, а в Приморском крае формируются многокилометровые пробки у автозаправочных станций.
В Крыму водители активно обмениваются информацией в чатах, пытаясь найти, где ещё можно заправиться. В Алуште, по сообщениям автомобилистов, одна из крупных сетей АЗС, “Атан”, реализует бензин АИ-95 только по талонам или специальным картам, доступным исключительно для юридических лиц. В Севастополе дефицит АИ-95 на сетевых заправках наблюдается уже неделю. Как отмечает крымский журналист и блогер Александр Горный, путешествуя по полуострову, часто можно увидеть отсутствие АИ-95 на ценниках АЗС.
Александр Горный, крымский журналист и блогер
«В этом году свыше 65% туристов прибыли на полуостров на личном транспорте, что создало колоссальную нагрузку на местные заправки. Предполагается, что многие будут переходить на АИ-92. Цены вызывают значительное негодование, и, по нашим прогнозам, стоимость АИ-95 в Крыму может вырасти до 73-75 рублей за литр с учётом “крымского коэффициента”, поскольку исторически топливо здесь на 7-10% дороже, чем на основной территории страны».
Глава республики Сергей Аксёнов охарактеризовал ситуацию как «перебои с определёнными видами топлива», связывая их с логистическими трудностями, и прогнозирует сохранение такой ситуации ещё около месяца. В то же время, директор симферопольского такси «Таврика» Александр Макриди воспринимает нынешний дефицит не как исключительное явление:
Александр Макриди, директор такси «Таврика» из Симферополя
«Ситуация сложная, бензина нет. Это не следствие притока туристов, а ежегодный сезонный скачок цен. По моему мнению, это не столько логистика, сколько действия оптовиков, повышающих цены. Попытки правительства бороться с этим в прошлые годы путём введения ограничений оказались тщетными. Полагаю, что дефицит создаётся искусственно для получения прибыли».
В Приморском крае местные жители выражают недовольство из-за гигантских очередей на АЗС. Водители из Спасского района и Хабаровского края вынуждены возить с собой запасные канистры. Ситуацию комментирует собственный корреспондент «Российской газеты» в Приморье Андрей Пушкарев:
Андрей Пушкарев, собкор «Российской газеты» в Приморье
«Нефтяные компании, доминирующие на рынке заправок, объясняют дефицит массовым возвращением автомобилистов-туристов из Приморского края в Хабаровск, Якутию, Амурскую область и Сибирь, что является ежегодным явлением. Вторая озвученная причина — активный ремонт дорог, создающий сложности с доставкой топлива».
Однако хабаровский водитель Сергей отмечает, что, несмотря на традиционно высокий летний турпоток, подобного дефицита топлива в предыдущие годы не наблюдалось:
Сергей, водитель из Хабаровска
«В Хабаровске ситуация нормальная, но когда я ездил в Приморье на три дня, там столкнулся с проблемой. Заправившись здесь АИ-92 по 55 рублей, я доехал до Черниговки, где на заправке висело объявление: «Бензина нет и не будет». На Сибирцева, на АЗС «Альянс», цена была адекватная, но очередь. Дальше, по дороге на Владивосток, на одной из заправок меня поразила цена — АИ-92 стоил 74 рубля».
Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Минэнерго было поручено провести проверки в регионах, где зафиксирован резкий рост цен на топливо. Однако насколько эффективными окажутся такие меры? Размышляет генеральный директор Open Oil Market Сергей Терешкин:
Сергей Терешкин, генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов Open Oil Market
«ФАС может обязать АЗС снижать цены, но административные методы неэффективны в долгосрочной перспективе. Ограничив одну компанию, мы увидим появление другой, которая продолжит спекулировать на ценах. Возможно, регуляторам следует рассмотреть возможность субсидирования поставок топлива, аналогично тому, как это практикуется в электроэнергетике».
Эксперты выделяют несколько ключевых причин текущего дефицита: плановые ремонты на крупных нефтеперерабатывающих заводах, традиционно сложная логистика в Сибирь, на Дальний Восток и в новые регионы. Компании, опасаясь нестабильности поставок, наращивают закупки впрок. К этому добавляется сезонный фактор — активные сельскохозяйственные работы и пик отпускного сезона. Прогнозируется, что ситуация стабилизируется к сентябрю. Одной из возможных мер, к которой может прибегнуть правительство, является запрет на экспорт топлива, однако на данный момент эта мера не привела к снижению цен.