
Дональд Трамп допустил возможность продления 90-дневного моратория на введение новых тарифных ограничений для десятков стран. Его комментарий на заседании кабинета министров звучал как “Нужно будет посмотреть в тот момент, что будет происходить”. После резкой эскалации, спровоцированной главой Белого дома в апреле, в международной торговле действительно наступило определенное затишье.
Тем не менее, напряженность сохраняется, а долгосрочные последствия для рынков остаются неясными. Ситуацию проанализировал Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ и ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН.
Проблемы на аппаратном уровне
До 8 июля истекает 90-дневная отсрочка Трампа по новым пошлинам для 75 стран. Он обещал заключить за это время 90 торговых соглашений, но есть лишь одно — с Великобританией. В чем причина?
Деятельность Трампа в сфере торговли была в основном неудачной. Сложно привести пример успеха. Недавняя договоренность с Великобританией не является полноценным соглашением; это скорее указ президента, не требующий ратификации парламентами, что позволяет Трампу аннулировать его в любой момент. Это сильно отличается от соглашения, подписанного Лондоном и Дели в начале мая, которое создает реальную зону свободной торговли. Во время первого срока Трамп обещал премьеру Борису Джонсону “великолепную торговую сделку”, но переговоры выявили глубокие противоречия в американо-британской торговле, и результат оказался нулевым.
Что касается других стран, Вашингтон ведет переговоры примерно с двадцатью. Большинство их лидеров придерживаются правил международной торговли и ВТО, в отличие от администрации Трампа. При этом американский рынок очень важен для них, и они стремятся сохранить торговые связи любой ценой. США остаются мощным экономическим и торговым партнером, которым стали задолго до прихода нынешнего президента.
Если к 8 июля не удастся достичь соглашений, “драконовские” пошлины все же введут?
Мне в это не верится. Трамп непоследователен. В жестком противостоянии с Китаем США, по выражению бывшего сотрудника Минторга США Билла Райнша, “моргнули первыми”; председатель Си переиграл Трампа не раз. Это касалось и пошлин на электронику, и обещаний отзывать визы у китайских студентов. Ничего не вышло и из призыва Трампа к Пекину приехать и подписать сделку. Все это подрывает авторитет Трампа и его команды.
Следует отметить, что при формировании команды Трамп нарушил многолетние американские традиции выстраивания торгово-экономического блока. Главной фигурой на международных торговых переговорах всегда был USTR (торговый представитель США) — как правило, влиятельный и опытный чиновник. Во время первого срока эту роль выполнял Роберт Лайтхайзер, который, несмотря на антикитайские взгляды, знал и уважал правила международной торговли. В этот раз Трамп, видимо, счел Лайтхайзера неподходящим и назначил USTR Джеймисона Грира, относительно молодого человека без соответствующего опыта. Сейчас торговые переговоры от США чаще ведут министр финансов Скотт Бессент или министр торговли Говард Латник, которого Трамп недавно критиковал за плохие результаты. Таким образом, Трамп ослабил важнейший институт торгового представителя, формально развязав себе руки, но создав хаос на аппаратном уровне.
Исторический пример Мак-Кинли
Можно ли утверждать, что Трампу удалось практически в одиночку разрушить систему правил международной торговли (Rules-based-System), установленную США после Второй мировой войны, и мир вернулся к системе начала XX века, основанной на силе (Power-based-System)?
Угроза подрыва Rules-based-System существовала и ранее из-за процессов деглобализации, создания региональных блоков вроде несостоявшихся ТТИП, ТТП и действующего ВРЭП. В то же время ВТО стала слабее в создании новых торговых правил. Приостановка работы ее Апелляционного органа в конце 2019 года, за что несут ответственность США, стала ударом по ВТО, сделав завершение большинства торговых споров фактически невозможным.
“Золотой век” глобализации 1990-х закончился. Тогда приоритетом была выгода, сегодня — национальная безопасность. Геополитика значительно влияет на торговлю. Яркий пример — Закон о сокращении инфляции, подписанный Байденом в августе 2022 года, который возмутил европейских лидеров. Он создал угрозу для промышленности ЕС, предусматривая огромные субсидии, в том числе для производства аккумуляторов, что стимулировало некоторые компании ЕС переносить производство в США.
При этом все страны “Большой двадцатки”, включая Китай, Индию и Бразилию, поддерживают ВТО. Существующие проблемы подталкивают международное сообщество к реформированию организации для сохранения Rules-based-System. Остается надеяться, что после завершения мандата Трампа страны смогут вернуться к соблюдению норм и принципов ВТО.
Есть ли рациональное объяснение действиям Трампа? Ведь они явно не улучшили репутацию США как торгового партнера.
Он искренне верит, что все 13 предыдущих администраций, начиная с Рузвельта, были плохими переговорщиками. Он придумал концепцию “взаимных тарифов”, которая на первый взгляд кажется логичной для обывателя: если в стране “Х” тариф 15%, а в США — 2%, их надо уравнять. На самом деле это ошибочный подход. Есть страны, например, Сингапур и Гонконг, с нулевыми тарифами, и они не требуют того же от других. Низкий тариф связан с развитой экономикой, активно интегрированной в международные производственные цепочки. Когда в экспорте велика доля импорта (запчасти, узлы), это и есть участие в цепочках добавленной стоимости. Например, в Мексике много сборочных заводов американских автоконцернов. Товар может пересекать границу несколько раз. Если каждый раз взимать пошлину по логике Трампа, конечный продукт станет неконкурентоспособным из-за высокой цены.
Еще один пример манипуляции. Трамп во время кампании сравнивал себя с 25-м президентом США Уильямом Мак-Кинли, прозванным Tariff Man. В 1890 году, будучи конгрессменом, Мак-Кинли предложил закон, повышающий пошлины на 30–40%. В том же году республиканцы потерпели сильное поражение на выборах в Конгресс, а через 7 лет, став президентом, Мак-Кинли полностью изменил взгляды и стал критиковать протекционистов. Трамп же, обращаясь к публике, говорил: “Вы помните Мак-Кинли, нашего знаменитого президента? При нем Америка процветала благодаря высоким тарифам и низким налогам”, но умолчал о финале этой истории.
Взаимоотношения с ключевыми партнерами: Китаем и Евросоюзом
Главной целью Трампа стал Китай, против которого введены пошлины до 145%. Пекин не сдался, повысив свои пошлины до 125% и ограничив экспорт редкоземельных металлов. Двусторонняя торговля практически остановилась. Однако после переговоров в Женеве и Лондоне стороны смягчили пошлины до 30% на китайский экспорт в США и до 10% на американский в Китай. Напряженность ослабла?
Если и ослабла, то лишь временно, так как антикитайская направленность Трампа носит фундаментальный и долгосрочный характер. Признаков серьезного примирения пока нет. Между тем Вашингтон и Пекин могли бы вернуться к положениям двусторонней сделки от февраля 2020 года, когда была подписана первая часть с планами на второй этап. Но помешал ковид. Вторую часть не подписали, и первая фактически “ушла в песок”. А ведь по пунктам первой части Пекин пошел на значительные уступки, проявив прагматизм и хладнокровие. Китайское руководство считало, что у страны достаточно внутренних проблем, и нужно минимизировать внешние. Они обязались закупить американские товары и услуги на $200 млрд, идя навстречу США, обвинявшим Китай в большом дефиците торгового баланса Америки. Тогда была проделана большая работа для достижения компромисса. Но администрация Трампа игнорирует этот опыт, поэтому переговоры ведутся спонтанно, без прочного фундамента — сегодня договорились об одном, завтра все может измениться.
Объемы двусторонней торговли огромны, товарооборот в 2024 году составил около $600 млрд. Более половины китайского экспорта в США — это комплектующие для производства конечной продукции в Америке. Повышение пошлин увеличивает издержки американского бизнеса и грозит банкротствами. Совместные производственные и логистические цепочки формировались десятилетиями, а Трамп хочет всё перестроить, делая упор на внутренние силы и обещая бизнесу “тепличные” условия. Это несерьезный подход!
Как развиваются отношения США с Евросоюзом? В конце мая Трамп объявил о повышении пошлин на европейскую сталь с 25% до 50%. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен попросила отложить меру до 9 июля, и он согласился.
Евросоюз экономически слабее Китая, поэтому ситуация несколько иная.
Знакова фраза Трампа от 2018 года: “ЕС так же плох, как и Китай, только поменьше”. Президента и его подчиненных не беспокоит ущерб, нанесенный европейской экономике Законом о сокращении инфляции. Напротив, они намерены поощрять перенос производств из Европы, чтобы компенсировать высокие пошлины и потери для американского бизнеса.
Европа чуть больше зависит от американского рынка, чем США от европейского. Трамп это понимает и с удовольствием использует как рычаг давления. Двусторонние отношения будут сложными. Трудно представить, что Трамп, как в случае с Китаем, “моргнет первым” и уступит Европе.
Разрыв глобальных цепочек производства
Какие последствия тарифная политика Белого дома имеет для самой американской экономики?
Трамп публично заявляет о необходимости выправить отрицательный торговый баланс США, виновником которого он считает Китай. Вашингтон повышает пошлины для достижения этой цели. Однако на самом деле причины дисбаланса внутренние. На это Трампу указывала еще Кристин Лагард, глава МВФ в его первый срок. Напомню, что из-за пошлин, введенных в 2017–2020 годах, США потеряли 0,5% ВВП и 245 тысяч рабочих мест, а торговый дефицит вырос на 41%. То есть результат оказался противоположным. Сейчас ситуация повторится, потому что торговый баланс корректируется другими методами. Объяснить нынешние популистские шаги Трампа можно желанием быстро собрать средства в бюджет с импортеров для снижения налогов, создать “тепличные” условия для возрождения американской промышленности (что нелогично в условиях сложившихся мировых цепочек) и добиться уступок от партнеров, напоминая им о риске потери доступа на богатый американский рынок.
Какие риски создает эта ситуация для мировой экономики и для экономики России?
Недавно МВФ и ОЭСР понизили прогнозы роста ВВП ряда стран. В частности, в апреле МВФ предсказал замедление экономики Китая в 2025 году до 4%, связывая это с “неопределенностью торговой политики и пошлинами”. В США ожидается замедление до 1,8%. Аналитики ВТО и другие эксперты прогнозируют сокращение объемов мировой торговли. Тарифная политика Трампа неизбежно приведет к разрыву и вынужденной перестройке производственных цепочек и цепочек добавленной стоимости. В итоге, даже при возможном росте ВВП в отдельных местах, в целом весь мир будет жить беднее.
Россия не исключение. Мы по-прежнему в основном поставщики сырья на внешние рынки и сильно зависим от Китая. В условиях замедления мировой, и особенно китайской, экономики спрос на российские энергоносители снизится. Это будет прямой негативный эффект, который наша страна неизбежно ощутит.