
Эксперт Игорь Юшков оценил ситуацию с дефицитом бензина
Несмотря на усилия по защите энергетической инфраструктуры, сохраняется опасность усугубления дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке. Это заявление вице-премьера Александра Новака, адресованное главе правительства Михаилу Мишустину, указывает на две ключевые проблемы. Во-первых, очевидно, что власти признают критичность нехватки бензина в регионах. Во-вторых, отсутствует уверенность в том, что даже самые обширные и разнообразные регулятивные меры смогут полностью решить эту проблему.

В своем обращении Новак представил комплекс мер для стабилизации рынка бензина и дизельного топлива в условиях незапланированных остановок нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Одна из главных инициатив – отмена 5%-ных ввозных пошлин на бензин, поставляемый из Китая, Южной Кореи и Сингапура через определенные пропускные пункты на Дальнем Востоке. По замыслу, это позволит перенаправить до 150 тысяч тонн сибирского бензина ежемесячно на запад, тем самым поддерживая баланс снабжения в центральных регионах России.
Дополнительно рассматривается временное (на шесть месяцев) разрешение на использование монометиланилина (ММА) – присадки, повышающей октановое число, при производстве бензина. Использование ММА было запрещено в России с июля 2016 года в связи с переходом на европейские экологические стандарты выбросов (до класса Евро-5). Еще одна инициатива – наращивание поставок бензина из Беларуси, которые в сентябре достигли 45 тысяч тонн. Теоретически, объемы по нефтепроводу «Дружба» могут быть увеличены до 300 тысяч тонн в месяц.
Напомним, кризис с дефицитом бензина усугубился к концу июля. Причинами стали повышенный сезонный спрос и незапланированные ремонты крупных НПЗ, вызванные участившимися атаками беспилотников. Биржевые цены на АИ-92 и АИ-95 неоднократно обновляли исторические рекорды. С начала года стоимость бензина на заправках выросла на 8,36%, что почти вдвое превышает официальный уровень инфляции за тот же период (4,16%). Во многих регионах страны, от Центральной России до Дальнего Востока, водители столкнулись с отсутствием топлива на автозаправочных станциях.
— Инициатива по обнулению импортных пошлин на бензин из Китая, Южной Кореи и Сингапура имеет наибольшее значение для Дальнего Востока, — поясняет Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ. — Этот регион всегда сталкивался с риском нехватки топлива. Годами обсуждалась необходимость строительства нового НПЗ, чтобы удовлетворить местный спрос на бензин (дизельное топливо там в избытке), однако никаких реальных шагов предпринято не было. Раньше дефицит на Дальнем Востоке компенсировался поставками из западных регионов: топливо сначала шло из Центральной России в Сибирь, а затем на Дальний Восток, при этом железнодорожные тарифы на перевозку нефтепродуктов снижались.
Сейчас такой переток топлива на восток невозможен из-за сокращения объемов производства, в том числе, вследствие атак беспилотников на нефтеперерабатывающие мощности. Проще говоря, перенаправлять нечего. Отсюда и возникла идея об отмене импортных пошлин. Эта мера также актуальна для Центральной России, южных регионов и Крыма, куда бензин может поставляться, например, из Турции на аналогичных условиях.
— Возможно ли технически увеличить импорт бензина из Беларуси до 300 тысяч тонн в месяц?
— Вполне реально. В Беларуси функционируют два НПЗ, мощности которых используются не полностью. Если мы обеспечим их достаточным объемом сырой нефти, то получим обратно столь необходимые нефтепродукты. Вопросы вызывает лишь пропускная способность нефтепровода «Дружба», который ранее подвергался атакам беспилотников, но, полагаю, серьезных затруднений это не вызовет. Таким образом, Беларусь сможет обеспечить бензином как северо-западные, так и центральные регионы России. Что касается другой предложенной меры – повышения октанового числа с помощью присадок – это продиктовано тем, что российские НПЗ производят больше АИ-92, чем высокооктановых АИ-95 и АИ-98. В текущей ситуации дефицита такой шаг выглядит абсолютно обоснованным. Также можно временно снизить экологические требования, разрешив продажу бензина классов «Евро-2» и «Евро-3» вместо нынешнего стандарта «Евро-5». Потребители, скорее всего, не заметят разницы.
— Корректно ли утверждать, что положение на внутреннем рынке топлива приближается к критическому?
— Слово «критическая» звучит слишком резко. Я бы назвал ситуацию скорее «напряженной». Мы наблюдаем переход от дефицита, обусловленного исключительно экономическими факторами, к дефициту, вызванному преимущественно техническими причинами. В августе биржевая цена на АИ-95 достигла рекордных значений, а в сентябре — на АИ-92, что привело к тому, что независимые АЗС прекратили закупки и розничную продажу, чтобы избежать убытков. Сейчас рынок чаще страдает от сокращения объемов из-за внеплановых ремонтов НПЗ, поскольку число атак на нефтеперерабатывающие объекты увеличивается. Однако отсутствие бензина на некоторых независимых АЗС не свидетельствует о полном дефиците, поскольку у вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) топливо всегда имеется в наличии.
— Согласно данным аналитического агентства, специализирующегося на энергетическом рынке, к 28 сентября в России 38% мощностей НПЗ по первичной переработке находились на ремонте. Насколько эта цифра соответствует действительности?
— Думаю, стоит дождаться сентябрьских данных Росстата по объемам производства. Сейчас мы располагаем информацией только за август, которая указывает на сокращение переработки как по отношению к июлю, так и в годовом исчислении. Сентябрьские показатели позволят более четко оценить масштабы повреждений и темпы восстановления НПЗ. Конечно, 38% – это значительная доля, но мне сложно поверить, что объем недопоставок нефтепродуктов на внутренний рынок настолько велик.
Автор: Игорь Боков