Право на пересдачу: Изменения в тестировании по русскому языку для детей мигрантов

Общественный новости » Право на пересдачу: Изменения в тестировании по русскому языку для детей мигрантов
Preview Право на пересдачу: Изменения в тестировании по русскому языку для детей мигрантов

Министерство просвещения РФ разрешит повторную сдачу теста по русскому языку для детей мигрантов после того, как значительная часть школьников не справилась с ним. По мнению экспертов, условия были слишком строгими, что привело к провалу даже среди русскоязычных учащихся из стран СНГ. Сейчас ведомство рассматривает возможность введения адаптационных программ и пересмотра методик преподавания.

Школьники на уроке русского языка
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Александр Бугаев, первый замминистра просвещения, подтвердил ТАСС, что дети-мигранты получат право на пересдачу экзамена по русскому языку. Ранее Рособрнадзор сообщал о крайне низкой успеваемости: около 90% иностранных школьников не сдали тест, что препятствовало их зачислению в учебные заведения.

Начиная с текущего года, российские школы требуют от детей мигрантов обязательной сдачи языкового теста для поступления. В апреле спикер Госдумы Вячеслав Володин в своём Telegram-канале приводил данные МВД о 784 тысячах несовершеннолетних иностранцев, зарегистрированных к 1 января. Однако лишь около 24 тысяч из них подали документы на обучение, при этом полный пакет собрала только треть. До тестирования дошло менее 6 тысяч человек, и половина из них его не прошла.

Вячеслав Володин ранее упоминал, что диагностические тесты разработаны отдельно для каждой ступени образования. Для успешного поступления требовалось набрать 90% правильных ответов. Однако, по словам Бориса Панича, директора благотворительного фонда «ПСП» (ресурсного центра по миграции), это требование оказалось чрезмерным даже для носителей языка.

«Мы регулярно общаемся с преподавателями, и их общее мнение таково: подготовиться к поступлению в начальные классы (первый-второй) ещё как-то возможно, но для старших классов это практически нереально. Уровень заданий очень высок, а критерии отбора крайне строгие — необходимо ответить правильно почти на все 100% вопросов. Например, для пятого-шестого классов требуется 18 из 20 верных ответов. Это фактически отбор отличников, а не просто детей, владеющих русским на уровне, достаточном для обучения. Даже русскоязычные дети из стран СНГ, для которых русский является родным, не смогли пройти это тестирование.»

Борис Панич директор благотворительного фонда «ПСП» — ресурсного центра по миграции

Экзамен включает устную и письменную части. В демонстрационной версии для первоклассников предусмотрено задание: назвать изображённые предметы (стол, цветные карандаши, рубашка) и подобрать к каждому одно прилагательное. Журналисты Бизнес ФМ столкнулись с проблемой при описании рубашки, предлагая варианты: «летняя», «джинсовая», «мужская», «старомодная». Остаётся неясным, какой ответ считается правильным. Учащимся шестых классов предлагается прочитать текст о Ярославе Мудром и пересказать его, придерживаясь плана: 1. Ярослав Мудрый — правитель-просветитель; 2. Развитие просвещения на Руси; 3. Создание первой публичной библиотеки.

Аналогичное задание предстоит выполнить семиклассникам, но уже на материале текста о Ломоносове, с обязательным раскрытием тезисов: «ранние годы жизни Михаила Васильевича Ломоносова», «описание строения Земли» и «смелое предположение учёного». Пожалуй, легче всего придётся одиннадцатиклассникам на устной части: им предстоит прочитать текст и дать развёрнутый ответ на вопрос «Как в России отмечается День Победы?».

Редакция Бизнес ФМ поинтересовалась у московского педагога, наблюдает ли она снижение количества детей мигрантов в школе. Комментирует учительница Валентина:

«Этот отсев очень заметен. В основном остались дети, которые были зачислены до вступления в силу новых правил. За последние три года в первых классах нашей школы, где обучается 60-90 человек, нет ни одного иностранного ребёнка. Конечно, это в какой-то мере облегчает работу учителей, но, с другой стороны, дети, которые живут и растут здесь, чьи родители трудятся в нашей стране, также должны иметь возможность получать образование.»

Учительница Валентина

Во многих странах, включая Францию, Германию и Россию, школьное образование является обязательным. Для детей, не владеющих местным языком, предусмотрены специальные адаптационные школы. По мере освоения языка родителям предлагают перевести ребёнка в обычную районную школу. Однако вопрос образования в данном контексте, как и везде, тесно связан с миграционной политикой. Об этом рассуждает Денис Фомин-Нилов, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук.

«Необходимо чётко определить нашу позицию: мы категорически против мигрантов? Если нет, то следует осознавать неизбежность острой нехватки рабочих рук. Если мигранты здесь работают, это становится общественным благом. Чтобы предотвратить появление неконтролируемых групп на улицах и обеспечить социализацию детей, необходимо действовать. Это важно и для русского мира: чтобы, вернувшись на родину, они вспоминали Россию с благодарностью, как прекрасную и хорошую страну. Вероятно, нам придётся пойти по пути создания специализированных школ с краткосрочными языковыми курсами на базе уже существующих общеобразовательных учреждений. И, безусловно, эту проблему необходимо решать на федеральном уровне.»

Денис Фомин-Нилов доцент Государственного академического университета гуманитарных наук

Недавно глава СПЧ Валерий Фадеев обратил внимание на то, что «несколько сотен тысяч детей-мигрантов в РФ не получают образования». Он подчеркнул, что «точной цифры нет, но это недопустимо, так как Конституции как России, так и Узбекистана чётко устанавливают право каждого ребёнка на обучение, что является великим достижением цивилизации». Примечательно, что два года назад Фадеев сам выступал за отказ в приёме в школы детям, неспособным сдать языковой тест. Теперь же он предлагает организовывать обучение русскому языку для школьников ещё в странах их происхождения.