Эксперты анализируют последствия увеличения минимального размера оплаты труда для миллионов россиян, выявляя как положительные, так и спорные аспекты инициативы.

Иллюстративное фото
С января будущего года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России планируется увеличить более чем на 20%, достигнув отметки в 27 093 рубля. Эту новость сообщил премьер-министр Михаил Мишустин. Ожидается, что данное повышение затронет около 4,5 миллиона граждан и на первый взгляд воспринимается как важный социальный шаг, направленный на поддержку наименее защищенных слоев населения. Однако, за этой инициативой скрываются и менее очевидные аспекты, в частности, связанные с финансовыми интересами государства и потенциальными трудностями для малого и среднего бизнеса.
Текущее положение и механизмы МРОТ
В настоящее время МРОТ составляет 22 440 рублей. Его размер, устанавливаемый Государственной Думой для всей территории страны, не может быть ниже регионального прожиточного минимума. Ежегодный пересмотр и индексация МРОТ учитывают уровень инфляции. С 2025 года расчет минимальной зарплаты будет основываться на медианной зарплате, которая по итогам второго квартала оценивалась в 64,6 тысячи рублей, а также на нормах федерального законодательства. МРОТ является ключевым показателем для расчета различных выплат, включая отпускные, больничные, командировочные, алименты и штрафы, а также влияет на размер доплат к пенсиям и пособий по уходу за ребенком.
Исторический контекст и экспертные оценки
Стоит отметить, что в 2013 году МРОТ составлял всего 5 205 рублей, а к 2030 году его планируется довести до 35 тысяч рублей, что будет означать почти семикратный рост. Тем не менее, значительная часть независимых аналитиков и даже некоторые депутаты выражают мнение о недостаточной величине текущего и запланированного МРОТ, предлагая увеличить его до 50–60 тысяч рублей.
Директор Центра исследований социальной экономики Алексей Зубец считает, что за повышением МРОТ стоят три ключевые задачи правительства: борьба с бедностью, легализация теневой занятости и, как следствие, увеличение налоговых поступлений. Он подчеркивает, что сегодня большинство россиян не готовы работать полный рабочий день за зарплату менее 40–50 тысяч рублей. Таким образом, текущий МРОТ в 22 тысячи рублей часто ассоциируется с «серыми» схемами оплаты труда или частичной занятостью. Зубец утверждает, что для реального улучшения ситуации МРОТ должен быть не менее 40 тысяч рублей.
Риски для малого и среднего бизнеса
Несмотря на то что 4,5 миллиона человек, затронутых повышением, составляют относительно небольшую долю от общего числа занятых (70 миллионов), эта мера может создать значительные риски для малого и среднего бизнеса. Эти риски обусловлены ограниченностью их бюджетов и высокими производственными издержками. Ситуацию для предпринимателей также усугубляет планируемое снижение порога доходов для освобождения от НДС с 60 до 10 миллионов рублей. По мнению Зубца, все эти факторы могут привести к росту теневой экономики и распространению «серых» зарплатных схем.
Экономист Андрей Лобода отмечает, что увеличение МРОТ на 20% является важной мерой поддержки населения и должно частично компенсировать инфляционное давление. Однако, он сомневается в «достаточности» этой суммы в условиях быстрого роста цен и указывает на сохраняющийся разрыв между МРОТ и фактическим прожиточным минимумом в некоторых регионах. Лобода также предупреждает, что помимо официально заявленных 4,5 миллиона человек, индексация затронет более широкий круг граждан, влияя на шкалу зарплат в бюджетном секторе и размер социальных выплат. Для малого бизнеса это может обернуться дополнительной финансовой нагрузкой, вынуждающей некоторые компании уходить в тень, особенно в регионах с низкой рентабельностью. Эффективность меры для бизнеса во многом будет зависеть от сопутствующих государственных программ поддержки.
Андрей Глушкин, член Совета «Деловой России», подтверждает, что индексация повлияет на систему социальных выплат, но ставит под вопрос реальное повышение покупательной способности граждан в условиях инфляции. Он также подчеркивает, что в крупных городах сохранится значительный разрыв между средней зарплатой и МРОТ, что не решит проблему социального неравенства. Глушкин опасается, что дополнительная нагрузка на работодателей, особенно в регионах с низкой производительностью, может привести к сокращению рабочих мест, уменьшению числа новых вакансий и увеличению доли неформальной занятости. Он также считает официальную цифру в 4,5 миллиона получателей МРОТ условной, поскольку она не учитывает сотрудников теневого сектора или тех, кто получает лишь немного больше «минималки».
В целом, повышение МРОТ является многогранной инициативой, призванной улучшить благосостояние части населения и решить ряд государственных задач, но при этом несущей потенциальные риски для стабильности малого и среднего предпринимательства и эффективности борьбы с теневой экономикой.