Причины снижения объемов параллельного импорта в России

Общественный новости » Причины снижения объемов параллельного импорта в России
Preview Причины снижения объемов параллельного импорта в России

Профессор Зубец: «Надобность в нем, по сути, отпала»

Механизм параллельного импорта, который изначально служил антисанкционным решением и важной поддержкой для российского потребительского рынка, в настоящее время, по мнению государства, теряет свою актуальность. В мае этого года объем ввезенных таким образом товаров составил $2,3 млрд, что более чем в три раза меньше по сравнению с пиковыми значениями 2022 года. Представители Минпромторга объясняют эту тенденцию двумя основными факторами: развитием внутреннего производства и установлением легальных путей поставок.

Объемы параллельного импорта

Заместитель главы Минпромторга Роман Чекушев отметил, что ведомство не только фиксирует стабильное снижение объемов продукции, ввозимой по параллельному импорту, но и поддерживает этот процесс. Он добавил, что Россия планирует перейти к “нормальным правоотношениям с зарубежными правообладателями”. Как ранее объяснил министр Антон Алиханов, снижение спроса на импортные товары в России (особенно в сегментах одежды, обуви, электроники) связано с тем, что на рынке активно появляются и набирают популярность российские товары и бренды. Кроме того, происходит изменение структуры поставок: увеличивается объем альтернативной продукции из дружественных стран.

По словам Алиханова, в 2026 году правительство намерено “точечно” обновить перечень товаров, разрешенных для ввоза по параллельному импорту. Список будет “однозначно” сокращаться, но осторожно, чтобы не допустить дефицита. Последний раз перечень пересматривали в апреле текущего года, исключив из него ноутбуки ряда производителей, лазерные принтеры и некоторые виды косметики. По данным Минпромторга, в России сейчас насчитывается более 800 собственных производителей косметической и парфюмерной продукции.

Механизм параллельного импорта, позволяющий ввозить товары без согласия производителя или правообладателя, действует с весны 2022 года. Изначально в списке преобладали автомобили покинувших рынок западных марок, запчасти, бытовая электроника, телефоны, музыкальные инструменты, фототехника, мебель и текстиль. Основная проблема заключалась в ограниченной диверсификации: параллельный импорт в основном охватывал потребительский сектор, тогда как промышленности он приносил мало пользы. Эксперты указывали на сложности “параллельного” ввоза оборудования и технологий. Среди минусов для конечного потребителя отмечалось отсутствие привычного сервисного обслуживания и гарантии от производителя, а также более высокая цена (как правило, на 10-20% выше из-за логистических затрат).

Динамика среднемесячных объемов параллельного импорта наглядно демонстрирует снижение за последние четыре года: в 2022 году — $7,5 млрд, в 2023-м — $6,2 млрд, в 2024-м — $4,8 млрд, а сейчас (в мае) — $2,3 млрд. Для сравнения, общий объем импорта в Россию в апреле этого года составил $22,6 млрд. Ввоз автомобилей по параллельному импорту за январь-май этого года упал на 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 19 тысяч штук. За 3,5 года через страны бывшего СССР (преимущественно Киргизию и Казахстан) в Россию ввезли 311,8 тысячи машин.

“Надобность в параллельном импорте, по сути, отпала, поскольку удалось наладить легальные поставки практически всего требуемого ассортимента товаров”, — считает директор Центра исследований социальной экономики Алексей Зубец. Он приводит пример: запчасти для грузовиков, которые раньше ввозили из Европы обходными путями, теперь официально закупаются в Китае. Эти поставки полностью легальны, с уплатой всех налогов, и контролируются государством или крупными компаниями.

Проблема внешнеторговых расчетов также во многом решена благодаря схемам, похожим на бартер. Зубец объясняет, что когда российская нефть поставляется в Китай, вырученная за нее валюта остается в Китае. Таким образом, отсутствуют трансграничные платежи и, соответственно, риски вторичных санкций. Импортеры используют эти средства для закупки в Китае нужных товаров, которые затем отправляются в Россию.

“С одной стороны, показатель мая в $2,3 млрд действительно свидетельствует о снижении объемов параллельного импорта, но с другой — указывает на важные изменения”, — говорит вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров (АЭИ) Артур Леер. “Во-первых, значительно продвинулось отечественное производство. Особенно это заметно в сфере товаров повседневного спроса (FMCG): ниши, которые ранее заполнялись продукцией по параллельному импорту, теперь уверенно осваиваются российскими производителями. Во-вторых, там, где раньше приходилось прибегать к сложным схемам параллельного импорта, теперь налажены прямые или более простые каналы поставок, обеспечивающие ту же функциональность и качество, но без санкционных рисков”.

По словам Леера, снижение объемов параллельного импорта следует рассматривать не как признак дефицита, а как результат перераспределения: часть продукции просто поступает в страну по новым логистическим маршрутам. Что касается платежей, российский бизнес к настоящему моменту выработал устойчивые и эффективные схемы расчетов.