Призрак топливного кризиса: причины и последствия для России

Общественный новости » Призрак топливного кризиса: причины и последствия для России
Preview Призрак топливного кризиса: причины и последствия для России

Названы риски, которые создает дорожающий на АЗС бензин

Названы риски, которые создает дорожающий на АЗС бензин
Фото: Кирилл Искольдский

Нарастающий кризис с поставками бензина охватывает всё больше регионов России. Если ранее проблемы с дефицитом топлива затрагивали Дальний Восток, Крым и Саратовскую область, то теперь они ощущаются более чем в десяти субъектах федерации. Владельцы независимых автозаправочных станций сообщают о многонедельных задержках в отгрузке бензина марок АИ-92 и АИ-95 с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Это означает, что трудности напрямую затрагивают розничный сегмент и миллионы российских автомобилистов.

Среди регионов, где зафиксированы перебои с поставками и вынужденное закрытие независимых АЗС, называются Нижегородская, Ростовская и Рязанская области. Проблема многогранна. Например, в Приморском крае к концу августа вдвое увеличился туристический поток, в то время как местные НПЗ сократили объемы производства. С начала июня биржевые цены на бензин АИ-95 в крае выросли на 30%, превысив отметку в 100 тысяч рублей за тонну.

В сложившейся ситуации особенно страдают независимые АЗС (и не только в Приморье), поскольку, в отличие от крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), они не имеют собственных добывающих мощностей и хранилищ. Им приходится закупать бензин на бирже по рекордно высоким и постоянно растущим ценам, при этом поддерживая относительно низкие розничные цены, чтобы не потерять клиентов. В результате их работа балансирует на грани рентабельности или становится убыточной.

Традиционно в июне-сентябре наблюдается сезонное повышение цен на нефтепродукты и рост спроса, обусловленный сельскохозяйственными работами, периодом отпусков, активными автомобильными путешествиями и плановыми ремонтами на НПЗ. В это время производство топлива зачастую не успевает за пиковым спросом. Однако в 2025 году добавился еще один серьезный фактор.

Директор Центра исследований социальной экономики Алексей Зубец отмечает: «Как известно, часть НПЗ выведена из строя вследствие атак беспилотников, что привело к снижению объемов производства на 13-15%. Ситуацию усугубляют продолжающийся автомобильный сезон и уборочная кампания, требующие значительных объемов топлива». Он предлагает два основных пути решения. Во-первых, рассмотреть возможность импорта бензина из дружественных стран, таких как Беларусь или Индия, обладающих достаточными нефтеперерабатывающими мощностями. Во-вторых, внести изменения в законодательство, позволяющие частным охранным предприятиям (ЧОПам), которые обслуживают нефтяные компании, приобретать комплексы противовоздушной обороны, поскольку существующие ограничения, по его мнению, серьезно препятствуют эффективной защите.

По прогнозам Зубца, если розничные цены на бензин продолжат расти, особенно в регионах, лишенных собственных НПЗ, это может добавить один-два процентных пункта к общему индексу инфляции. Подорожание потребительских товаров в основном затронет провинцию, где число поставщиков значительно меньше, чем в крупных городах, и им придется приобретать топливо по завышенным ценам у посредников.

Глава «Альянс тракс» Алексей Иванов придерживается мнения, что о полномасштабном топливном кризисе говорить пока рано. Он указывает на локальный характер дефицита в отдельных регионах и городах. Причинами он называет вынужденные (из-за атак БПЛА) и плановые ремонты местных НПЗ летом. Бензин, поставляемый из других регионов, естественно, дороже из-за высоких логистических затрат в такой большой стране, как Россия. Кроме того, в текущем году объем автотуризма в РФ вырос на 43% (126 млн поездок), что потребовало значительно больше топлива, чем в предыдущем году, и существующая инфраструктура просто не успела адаптироваться.

К этому добавился и ажиотажный спрос. Когда бензин появлялся на АЗС, автовладельцы немедленно заполняли не только баки своих автомобилей, но и канистры, запасаясь топливом «на всякий случай».

Экономист и топ-менеджер в сфере финансовых коммуникаций Андрей Лобода согласен, что рост числа атак на НПЗ является основной причиной перебоев, выводящих из строя до 17% мощностей, особенно по высокооктановому бензину АИ-95. Он не видит оснований для устойчивого снижения цен, поскольку рынок вынужден балансировать между восстановлением производственных мощностей и необходимостью увеличения импорта. В долгосрочной перспективе ключевым шагом, по его мнению, станет создание стратегических запасов топлива, которые помогут смягчать и нивелировать негативные сценарии.

Автор: Игорь Боков
  • Россия
  • Крым
  • Саратовская область
  • Белоруссия
  • Баку
  • Индия
  • Рязань
  • Рязанская область