Эксперты Президентской академии изучили успешные международные практики формирования научно-исследовательских экосистем и предложили конкретные шаги для ускоренного технологического развития страны.

Среди государств БРИКС Китай занимает первое место по инвестициям в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), выделяя на эти цели 2,6% своего ВВП. Расходы России на НИОКР составляют 0,96% ВВП, Индии – 0,64%, Южной Африки – 0,6%, а Бразилии – около 1%. Тем не менее, для всестороннего анализа и выработки эффективных стратегий необходимо рассмотреть и опыт западных стран, которые до сих пор удерживают ведущие позиции в сфере технологического прогресса.
Американская модель интеграции науки и производства базируется на специализированных исследовательских центрах, таких как Инженерные исследовательские центры (Engineering Research Centers) при Национальном научном фонде (NSF). Эти центры выступают прямым связующим звеном между университетами и крупными корпорациями, а их финансирование строго ориентировано на решение актуальных промышленных задач. Для России этот опыт актуален в части формирования схожих консорциумов на базе передовых инженерных школ (ПИШ), при условии обязательного участия промышленных компаний в софинансировании.
Германия и Франция демонстрируют успешные примеры интеграции через сетевые институты прикладных исследований. Немецкие институты Фраунгофера и французские «полюса конкурентоспособности» являются стабильными моделями сотрудничества между наукой и промышленностью. Их отличительная черта – фокус на коммерциализацию научных разработок при одновременной поддержке фундаментальных исследований государством. В России подобные функции могут быть возложены на научные центры Российской академии наук (РАН) и другие государственные исследовательские организации, при условии модернизации их управленческой структуры. Это включает внедрение «проектного финансирования», при котором до половины бюджета ведущих НИИ будет формироваться за счет контрактов с индустриальными партнерами.
В Китайской Народной Республике одним из эффективных механизмов интеграции являются «инновационные коридоры», такие как Шэньчжэнь–Гуанчжоу–Гонконг. Они подтвердили свою результативность в концентрации научно-исследовательских институтов, промышленных предприятий и образовательных учреждений на одной территории. Особые экономические зоны (ОЭЗ) в Китае совмещают льготные условия для бизнеса с государственным регулированием. В России аналогичные кластеры могут быть созданы на основе территорий опережающего развития (ТОР) и существующих ОЭЗ, таких как «Иннополис» или «Сколково». Важно дополнить механизмы поддержки этих зон целевыми требованиями по созданию научно-производственных комплексов с активным участием вузов.
Ключевые рекомендации для России
Основываясь на международном опыте, для России представляются перспективными следующие шаги:
-
Создание единой цифровой платформы: Разработка системы для эффективного управления интеллектуальной собственностью, создаваемой в рамках совместных университетско-промышленных проектов.
-
Законодательное закрепление софинансирования: Установление минимальной доли внебюджетного софинансирования для участников научно-образовательных центров (НОЦ) и передовых инженерных школ (ПИШ) – до 30% от общего объема средств.
-
Система государственных гарантий: Внедрение государственных гарантий для венчурных инвестиций в университетские стартапы через институты развития, что позволит снизить риски и привлечь частный капитал.
-
Целевая грантовая программа: Создание грантовой программы для поддержки консорциумов между корпорациями и университетами по ключевым направлениям, вдохновляясь японской программой ImPACT.
-
Разработка дорожной карты: Для успешной реализации предложенных инициатив необходимо создать подробную дорожную карту с ясными этапами и индикаторами эффективности, используя уже существующие НОЦ и ПИШ как пилотные площадки и дополняя их новыми финансовыми и организационными механизмами.
